Полезная информация

Когда люди спят лучше всего?

Ученые вычислили идеальную ночь для сна.


Идеальную ночь для сна вычислили ученые. Специалисты из Великобритании установили, когда именно на неделе человек, ложась в кровать, быстро засыпает, имеет крепкий сон и просыпается бодрым и отдохнувшим.


Ученые провели эксперимент с участием 5000 добровольцев, у которых исследовали частоту сокращения сердечных мышц в ночное время.


Оказалось, что отлично отдохнуть позволяет ночь со вторника на среду. Хотя этот сон является не самым продолжительным, однако, он самый здоровый и полезный.


Предположительно, ночь со вторника на среду позволяет отдохнуть от первых рабочих дней, а также влияние алкоголя и жирной пищи на организм в это время снижается. Именно поэтому, вторая ночь в неделе позволяет полностью расслабиться

Практические мероприятия, направленные на устранение вредного воздействия шума на здоровье работников

 Основным профессиональным заболеванием, связанным с вредным воздействием акустических факторов на современных промышленных предприятиях является нейросенсорная тугоухость. В практике медицины труда дано определение данного профессионального заболевания как потери слуха, вызванной поражением структур внутреннего уха, преддверно-улиткового нерва или центральных отделов слухового анализатора (в стволе и слуховой коре головного мозга). 

 В гигиене труда под профессиональной нейросенсорной тугоухостью понимают постепенное снижение остроты слуха, обусловленное длительным (многолетним) воздействием производственного шума (преимущественно высокочастотного). В России профессиональная тугоухость в структуре профессиональной патологии составляет 9-12% и занимает 3-е место после поражения нервной системы и опорно-двигательного аппарата и профессиональной пылевой патологии. 
 
КЛИНИЧЕСКИЕ ПРОЯВЛЕНИЯ ВЛИЯНИЯ ШУМА НА ЗДОРОВЬЕ РАБОТНИКОВ

 Длительное воздействие производственного шума на организм работающих характеризуется специфическим поражением слухового анализатора и неспецифическим поражением нервной, сердечно-сосудистой, пищеварительной и эндокринной систем и полиморфностью клинической картины. 
 
Анатомия человеческого уха ― очень сложная система, чем это может показаться на первый взгляд. Слуховой анализатор человека способе улавливать и производить обработку звуковых колебаний в диапазоне от 20Гц до 20кГц. Это составляет приблизительно 10 октав. Особенно впечатляет уровень шума, переносимый нашим слуховым аппаратом, в коэффициентом отношении  в 6 раз (180Дб) превышающий уровень восприятия. Органы слуха  это самые чувствительные из современных датчиков. Постоянный шум любого происхождения может быть утомительным для работников предприятия. Особо необходимо обращать внимание на сильные источники шума, которые могут повредить нежные волосковые клетки ушной раковины в области внутреннего уха.

В человеческой ушной раковине сосредоточено приблизительно 50 000 волосковых клеток, связанных между собой  на каждый квадратный миллиметр внутреннего уха приходится от 900 до 1000. Поэтому физиологические изменения, которые могут происходить в слуховом аппарате человека от вредного воздействия вибро-акустических факторов производственной среды и трудового процесса, к сожалению, во многих  случая часто носят необратимый характер. Часто нарушение норм защиты от шума влечет за собой потерю здоровья, а иногда и жизни. Защита слуха очень сложная проблема, хотя бы потому, что чрезмерная изоляция рабочего от внешних шумов может привести к самым нежелательным последствиям. Например, работник окажется не в состоянии услышать сигнал пожарной тревоги или звук работы двигателя малошумного автопогрузчика. 
 
Орган слуха  чрезвычайно чувствительный аппарат, созданный природой для восприятия звуковых колебаний воздушной среды. Нервные центры органа слуха имеют сложную и многообразную связь с другими нервными центрами, которые управляют рядом жизненно важных функций в организме (сосудистым, зрительным, дыхательным, двигательным и др.).  

 Технологические процессы каких отраслей экономики являются наиболее шумными и оказывают наиболее вредное влияние на организм работников?

  К числу шумоопасных производств относятся добывающая, дерево-, металло-, камнеобрабатывающая промышленность, ткацкое производство, машино-, авиа-, судостроение и другие. Шумоопасные профессии: высокая степень тугоухости встречается у кузнецов, обрубщиков, чеканщиков, медников, авиационных мотористов. К числу шумоопасных профессий относятся также горнорабочие, проходчики, шахтеры, клепальщики, шлифовщики, полировщики, бетонщики, наждачники, заточники, слесари, котельщики, молотобойцы, жестянщики, листоправы и другие. Также в настоящее время профессиональное снижение слуха возможно у работников таких достаточно новых профессий, как диджеи, операторы call-центров и т.д. 

 Какое технологическое оборудование является источником вредных виброакустических факторов?

 
 Источниками шума являются двигатели, насосы, компрессоры, турбины, пневматические инструменты, молоты, дробилки, станки и др. Действие производственного шума во многих случаях сочетается с воздействием вибрации, пыли, токсических и раздражающих веществ, неблагоприятных факторов микро- и макроклимата, с вынужденным неудобным, неустранимым рабочим положением тела, физическим перенапряжением, повышенным вниманием, нервно-эмоциональным перенапряжением, что ускоряет развитие патологии и обусловливает полиморфизм клинической картины. Сочетание обоих неблагоприятных факторов дает неблагоприятный эффект в 2,5 раза чаще, чем воздействие одного фактора. 

 В каких случаях снижение слуха работника можно квалифицировать в качестве профессиональной нейросенсорной тугоухости?

  Врачи-гигиенисты профессиональное снижение слуха относятся к сенсорно-невральной (перцепционной) тугоухости. Под этим термином подразумевают нарушение слуха звуковоспринимающего характера. Анамнестические данные, отоскопия, акуметрия, аудиометрия и другие исследования позволяют дать оцен­ку степени и характера поражения слуха. Постепенное развитие тугоухости характерно для шумового воздействия. Жалобы ра­бочих на головную боль, шум в голове, раздражительность могут появиться уже в первые годы работы в условиях шума н вибрации. Жалобы не являются специфическими для пораже­ния слухового анализатора, а характеризуют собой реакцию ор­ганизма на воздействие шумовибрационного фактора. Ощуще­ние шума в ушах порой носит мучительный характер, а иногда субъективные шумы отсутствуют.
 ― Как вовремя, на начальной стадии, распознать работнику начало возникновения этого опасного заболевания?

  При профессиональной тугоухости в начальной стадии забо­левания восприятие низких и средних звуковых частот, а также шепотной речи почти не изменяется. Рабочие в этой стадии не замечают имеющегося у них понижения слуха. Субъективное ощущение понижения слуха наступает по мере прогрессирова­ния процесса, т.е. снижения восприятия в области звуковых частот 500, 1000, 2000 Гц (речевой диапазон), которое обычно развивается медленно и постепенно увеличивается со стажем ра­боты в данной профессии. 

 Какие методы во врачебной практике применяются для диагностики профессиональных заболеваний органов слуха?

  Для оценки профессионального снижения слуха включают определение восприятия речи. Речевая и пороговая тональная аудиометрия позволяет дать в основном количественную оценку повреждения слуха. Для определения локализации поражения в слуховом анализаторе применяются надпороговые аудиологи­ческие тесты: измерение дифференциальных порогов ин­тенсивности тона или ускорения нарастания и выравнивания громкости  феномен рекрюитмента, аудиометрия в условиях маскирующего шума и аудиометрия в расширенном диапазоне звуковых частот и на восприятие ультразвука.

 ― Часто бытует мнение о том, что шумные производства негативно действуют только на органы слуха работников, на это, как правило, обращают первоочередное  внимание и работники, и врачи. Существуют какие-либо еще профессиональные риски шумового повреждения здоровья работников, кроме снижения слуха?

  При систематическом воздействии интенсивного шума могут возникать функциональные нарушения деятельности нервной и сердечно-сосудистой системы, проявляющиеся обычно в виде умеренно выраженного синдрома неврастении, реже в виде син­дрома вегетативно-сосудистой дисфункции. В клинической кар­тине этих лиц основными жалобами являются: головная боль тупого характера, нередко с локализацией в лобной и височной областях; чувство тяжести и шума в голове, возникающее к концу работы или после нее; головокружение при перемене по­ложения тела.
 
Наблюдаются также повышенная раздражитель­ность и слезливость, нарушения сна (часто прерывистый сон, бессонница; реже сонливость), повышенная утомляемость, ною­щие боли и неприятные ощущения в области сердца, снижение памяти, потливость. Объективно при этом нередко обнаружива­ют снижение вестибулярного анализатора, мышечную слабость, тремор век, мелкий тремор пальцев вытянутых рук, снижение сухожильных рефлексов. Наблюдается легкое снижение по­верхностной, в основном болевой чувствительности в дисталь­ных отделах рук и ног. Отмечается неустойчивость пульса и ар­териального давления, особенно в период пребывания в услови­ях шума. К концу рабочей смены обычно замедляется пульс, повышается артериальное давление. На электрокардиограмме выявляются изменения, свидетельствующие об экстракардиальных нарушениях: синусовая брадикардия, тенденция к замедле­нию внутрижелудочковой или предсердно-желудочковой прово­димости. Иногда наблюдается наклонность к спазму капилля­ров конечностей и артерий глазного дна, а также к повышению периферического сопротивления.
 
ПСИХОСОЦИАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ БОЛЬНЫХ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ТУГОУХОСТЬЮ

 Трудности в восприятии информации на слух и при общении, возникающие в результате тугоухости из-за воздействия виброакустических факторов производства, пострадавшие работники, как правило, объясняют другими причинами, например, загруженностью операциями и нехваткой времени для общения, снижением внимания, замкнутостью, погруженностью в процесс работы. Однако снижение уровня слуха сначала не так очевидно, как внешние проявления инцидентов на производстве ― падений, ушибов, травм конечностей и т.д.
Особенности развития нейросенсорной тугоухости: 


― внутренние травмы уха невидимы, и пострадавшие от акустических травм не считают, что они получили физическую травму в результате шума; 
― cама по себе тугоухость коварно прогрессирует.
Фактическое ежедневное повышение слухового порога после звукового воздействия из-за шума на рабочем месте существенно затрудняет своевременное выявление необратимых изменений слуха. Лица, подвергающиеся воздействию шума, никогда не осознают ощутимых ухудшений способности слышать. В действительности у большинства работников, подвергающихся ежедневному вредному уровню шума, повышение слухового порога составляет порядка одного децибела за каждый год воздействия.

Когда тугоухость становится симметричной и прогрессирующий, у страдающего работника пропадает внутренний критерий, по которому можно судить о приобретенном дефиците слуховой функции. В результате этой коварной эволюции тугоухости у людей происходит изменение в привычках, они стараются избегать ситуаций, в которых они попадают в неловкое положение, не связывая при этом такие изменения со своими проблемами в области слуха.
 
Симптомы тугоухости весьма неясны и обычно принимают форму потери распознавания частоты звука, то есть, недостаточную способность различать два или более одновременных звуковых сигнала при более сильной маскировке одного сигнала другим (ми). В частности, это явление вызывает различной степени трудности при ведении беседы, когда присутствует фоновый шум, который создается другими разговаривающими, работой акустических колонок радиоустановок, двигателей транспорта и т.д.

Другими словами, способность слышать у людей, страдающих от недостаточного распознавания частоты звука, является отражением окружающих условий в каждый конкретный момент. Например, страдающий от тугоухости человек, связывает свои проблемы со слухом с фоновым шумом, плохой артикуляцией того, кто к нему обращается, или невнимательного отношения с их стороны. Таким образом, наиболее характерный симптом тугоухости, обусловленной воздействием шума, не признается в качестве такового.
 
Эффект от тугоухости, как правило, ощущается за пределами рабочего места, в рамках семьи. Соответственно, проблемы не связываются с воздействием шума в производственных условиях и не обсуждаются с коллегами по работе. Признание проблем со слухом обычно возникает после упреков со стороны семьи больного и негативных высказываний коллег. Работники, страдающие нейросенсорной тугоухостью, часто нарушают общепринятые в обществе нормы, например, слишком громко разговаривают, часто обращаются  с просьбой к собеседникам повторить сказанное, сильно увеличивают громкость теле- и радиоаппаратуры. Часто на этой почве возникают производственные конфликты. Ведь коллеги, не страдающие снижением слуха, часто выражают свое явное недовольство в отношении своих «шумных» коллег.
 
Как правило, лица, страдающие из-за тугоухости, возникшей под воздействием производственных факторов, не признают наличие профессионального заболевания до тех пор, пока это не станет явно и очевидно для окружающих. Обычно это происходит тогда, когда такой работник, начинает замечать за собой привычку постоянно просить людей повторить сказанное. Однако, даже на этом этапе жертвы тугоухости, возникшей под воздействием производственных факторов, не хотят смириться с потерей ими слуха и продолжают работать несмотря на наличие профессионального заболевания.
 
Упреки, возникающие из-за симптомов глухоты, являются отражением крайне негативной оценки, которая ассоциируется с глухотой. Работники, у которых проявляются признаки глухоты, рискуют получить статус ненормальных, неспособных, преждевременно состарившихся или калек  короче говоря, они рискуют стать так называемыми социальными маргиналами в трудовых коллективах. Создание своего собственного негативного имиджа такими работниками становится все более интенсивным по мере того как продолжает развиваться тугоухость. Они явно не хотят принимать этот облик и, соответственно, признавать симптомы тугоухости. Это заставляет их приписывать свои проблемы в области слуха и общения другим факторам и оставаться пассивными перед лицом этих факторов.
 
Большинство людей, страдающих от тугоухости, вызванной производственными факторами, не получают консультации в специалистов медицинских учреждений, они не обращаются с просьбами улучшить условия труда на своих рабочих местах, отказываются обсуждать с коллегами и членами семьи перечень возможных корректирующих мероприятий. Больные нейросенсорной тугоухостью воспринимают свои проблемы со слухом пассивно и всячески стараются избегать ситуации, в которых могут выявиться их недуг может привлечь всеобщее внимание.
 
Когда проблемы со слухом у таких больных достигают той стадии, когда их уже невозможно отрицать или преуменьшить, данные работники начинают скрывать эти проблемы. Это неизбежно приводит к изоляции от других членов коллектива со стороны работника и исключения его из ранее привычного круга профессионального общения. Окружающие часто объясняют замкнутость коллеги недостаточным интересом к общению, но не его недугом  тугоухостью. В результате страдающему коллеге не предлагается квалифицированная медицинская помощь, он оказывается в тупике и не знает, как можно с этой проблемой справиться.
 
Сокрытие работником своих проблем со здоровьем может быть настолько успешным, что члены семьи и сослуживцы, например, могут даже не осознавать обидный для «глухого» коллеги  характер их шуток, вызванных симптомами глухоты.
 
Поэтому вопросам социальной адаптации работников, которые имеют профессиональные заболевания органов слуха, должно уделяться особое внимание. Страдающий коллега не должен чувствовать иронического отношения коллег. В свою очередь такому работнику должна быть своевременно оказана квалифицированная медицинская помощь, подобран эффективный слуховой аппарат. На рабочем месте должен быть проведен комплекс мероприятий по снижению уровня производственного шума  должны быть внедрены коллективные средства защиты от шума, специальное оборудование, эффективные средства индивидуальной защиты.
 
ЭФФЕКТИВНЫЕ МЕРЫ ПРОФИЛАКТИКИ ВРЕДНОГО ВОЗДЕЙСТВИЯ ШУМА НА ЗДОРОВЬЕ РАБОТНИКОВ ПРЕДПРИЯТИЙ

 На современном этапе развития технического прогресса, внедрения новых прогрессивных технологий и производств особенно остро встает вопрос организации технологических процессов, которые характеризуются низкими вибро-акустическими показателями, способствующими  на долгие годы сохранить здоровье работников, снизить риски возникновения профессиональных заболеваний. Поэтому при строительстве производственных зданий и сооружений, оснащении цехов, технологических площадок, проектировании, изготовлении и эксплуатации машин, а также при организации рабочих мест следует принимать все необходимые меры по снижению производственного шума, воздействующего на человека, до значений, не превышающих допустимые. 

Эффективная и качественная защита от возможных источников шума должна обеспечиваться разработкой особой шумобезопасной техники, применением средств и методов коллективной защиты, в том числе  строительно-акустических установок и приспособлений (шумопоглотителей, глушителей, защитных экранов, кожухов), повсеместным использованием эффективных  средств индивидуальной защиты органов слуха работников. 
 
В первую очередь следует использовать средства коллективной защиты. Это особенно актуально в условиях практически повсеместного продолжения использования устаревшего оборудования. 

 Как на практике можно минимизировать риски повреждения органов слуха работников шумных производств?

  Важными средствами профилактики заболеваний, вызываемых воздействием интенсивного произ­водственного шума, являются индивидуальные средства защиты от шума  противошумы, которые нужно применять в случаях превышения допустимого уровня шума на рабочих местах, а также регламентированное по времени, непродолжительное пребывание рабочего в условиях интенсивного шума по условиям технологии произ­водства.
 
 Какие средства индивидуальной защиты наиболее эффективны?

  На практике широко применяются такие индивидуальные средства защиты от шума, как противошумные вкладыши и наушники, а также шлемы. К противошумам предъявляется ряд требований, главными из кото­рых являются: эффективность ослабления шума, удобное и без­вредное пользование и соответствие современному конструиро­ванию. Однако важно понимать, что применение  средств индивидуальной защиты органов слуха связано с известной степенью дискомфорта. По­этому важно разъяснять работающим, что пользование индиви­дуальными средствами защиты от шума требует определенного времени на привыкание. Необходимо также помнить о том, что противопоказанием к применению средств индивидуальной защиты от шума (кроме вкладышей «Бе­руши») являются воспалительные заболевания наружного и среднего уха, кожи лица и головы. Опыт показывает, что успешное внедрение в практику борь­бы с неблагоприятным воздействием шума индивидуальной за­щиты, отвечающей гигиеническим требованиям, резко снижает, а в ряде случаев и исключает риск развития профессиональной нейросенсорной тугоухости. 

 Какие технологии снижения акустического шума применяются на современных технологических производствах? Какие виды коллективных средств защиты от шума получили распространение?

  По отношению к источнику возбуждения шума коллективные средства защиты подразделяются на средства, снижающие шум в источнике его возникновения, и средства, снижающие шум на пути  его распространения от источника до защищаемого объекта. Снижение шума в источнике осуществляется за счет улучшения конструкции машины или изменения технологического процесса. Средства, снижающие шум в источнике его возникновения в зависимости от характера шумообразования подразделяются на средства, снижающие шум механического происхождения, аэродинамического и гидродинамического происхождения, электромагнитного   происхождения. Методы и средства коллективной защиты в зависимости от способа реализации подразделяются на строительно-акустические, архитектурно-планировочные и  организационно-технические и включают изменение направленности излучения шума, рациональную планировку предприятий и производственных помещений, акустическую обработку посещений, применения эффективных звукоизоляционных материалов.
    
К архитектурно-планировочным решениям также относится создание санитарно-защитных зон вокруг предприятий.  По мере увеличения расстояния от источника уровень шума уменьшается. Поэтому создание санитарно-защитной зоны необходимой ширины является наиболее простым способом обеспечения санитарно-гигиенических норм вокруг предприятий. Выбор ширины санитарно-защитной зоны зависит от установленного оборудования, например, ширина санитарно-защитной зоны, например, вокруг крупных тепловых электростанций может составлять несколько километров. Для объектов, находящихся в черте города, создание такой санитарно-защитной зоны  порой становится неразрешимой задачей. Сократить ширину санитарно-защитной зоны можно уменьшением шума на путях его распространения. 
  
ПРИМЕНЕНИЕ ЭФФЕКТИВНЫХ СРЕДСТВ ИНДИВИДУАЛЬНОЙ ЗАЩИТЫ

 Средства защиты органа слуха традиционно подразделяются по своему назна­чению и конструктивному исполнению подразделяются. На практике применяются средства защиты органов слуха следующих типов: 

― противошумные наушники, состоящие из двух звукоизолирующих корпусов, полностью закрывающих ушные раковины и соединенные между собой прижимным устройством (по способу крепления на голове под­разделяются на независимые, имеющие жесткое и мягкое оголовье, и встроенные в головной убор или в другое защитное устройство); 
― противошумные вкладыши однократного и многократного пользо­вания, заполняющие наружный слуховой канал или ушную раковину (конструктивно подразделяются на твердые, эластичные и волокнисты); 
― противошумные шлемы средства индивидуальной защиты, в которых противошум с помощью специальных устройств крепится как снаружи (каска); 
― специальные противошумные костюмы.
Средства индивидуальной защиты (далее  СИЗ) от шума следует применять в тех случаях, когда безопасность работ не может быть обеспечена конструкцией оборудования, организацией производственных процессов, архитектурно-планировочными решениями и средствами кол­лективной защиты. СИЗ от шума предназначены для перекрывания наиболее чувстви­тельного канала проникновения звука в организм человека ― уха. СИЗ, как правило, наиболее эффективны в области высоких частот, наибо­лее вредных и неприятных для человека. Применение СИЗ от шума способствует профилактике заболева­ний, связанных с воздействием интенсивного шума (тугоухость, шумо­вая болезнь и др.) и улучшению работоспособности человека.

Вкладыши являются простейшим типом СИЗ. Обычно они изго­тавливаются из мягких эластичных материалов  резины, пластмасс, различного волокна. Их вводят непосредственно в наружную (хряще­вую) часть слухового прохода и оставляют там без дополнительных средств поддержания.
 
При правильном положении вкладыша воздушный объем между ним и барабанной перепонкой должен составлять примерно 0,5 куб. см. при поперечном сечении слухового прохода в костной части 0,5 кв. см. В этом случае замкнутая полость наружного слухового прохода вме­сте с барабанной перепонкой представляет собой резонатор, часто­та собственных колебаний которого приблизительно 1300 Гц.
 
Звуковая энергия, действующая на барабанную перепонку уха, складывается из трех основных составляющих: звука, прошедшего через щели между вкладышами и стенками наружного слухового про­хода, колебаний самого вкладыша при его деформации, колебаний кожи и других тканей наружного слухового прохода. Из этих путей передачи звука основным является первый, причем наибольшее сни­жение эффективности вкладышей из-за него имеет место на высоких частотах.
 
При наличии заболеваний кожи наружного слухового прохода пользоваться вкладышами любого типа противопоказано. В этом слу­чае следует применять наушники. 

 Противошумовая эффективность средств индивидуальной
защиты органов слуха
 

Тип СИЗ Эффективность, дБ, в частотном диапазоне, Гц
20-100 100-800 800-8000 Свыше 8000
Вкладыши 5-20 20-35 30-40 30-40
Наушники 2-15 15-35 30-45 35-45
 
Наушники совместно с вкладышами
15-25 25-45 30-60 40-60
Шлемы 2-7 7-20 20-55 30-55

 
 
Наушники обычно состоят из двух корпусов и оголовья. Данные средства защиты изготавливают из пластмассы или металла, а внутри них для повыше­ния эффективности помещают слой звукопоглощающего материала. Наушники, как правило, обладают большей эффективностью, чем вкладыши, в области средних и высоких частот. Однако в ряде случа­ев они неудобны в эксплуатации (наличие режима к околоушной об­ласти, запотевание кожи под наушниками при повышенной темпера­туре и др.) и применяются когда требуется периодическое их исполь­зование.
 
Конструктивно шлемы закрывают большую часть головы и, как правило, защища­ют ее не только от шума, но и ушибов, холода и других возможных воздействий. Данные СИЗ целесообразно применять для защиты человека от особо интенсивного шума, когда он не только воспринимается не­посредственно органом слуха, но и проникает в организм вследствие костной проводимости через кости черепа. Максимальная эффективность СИЗ достигается при совместном ис­пользовании наушников (шлемов) и вкладышей.

 ПРИМЕНЕНИЕ ЭФФЕКТИВНЫХ СРЕДСТВ ЗВУКОИЗОЛЯЦИИ И ЗВУКОПОГЛОЩЕНИЯ

 Для снижения шума на производстве применяются различные ме­тоды и средства в зависимости от возможности реализации в суще­ствующих условиях. Акустические средства защиты от шума в зависимости от принципа действия подразделяются на:

― средства звукоизоляции; 
― средства звукопоглощения; 
― средства виброизоляции; 
― средства демпфирования; 
― глушители шума.
Средства звукоизоляции в зависимости от конструкции подразде­ляются на: 

― звукоизолирующие ограждения зданий и помещений; 
― звукоизолирующие кожухи; 
― звукоизолирующие кабины; 
― акустические экраны, выгородки.
Средства звукопоглощения в зависимости от конструкции подраз­деляются на:

― звукопоглощающие облицовки;
― объемные (штучные) поглотители звука.
Средства виброизоляции в зависимости от конструкции подразде­ляются на: 

― виброизолирующие опоры; 
― упругие прокладки; 
― конструкционные разрывы.
Средства демпфирования в зависимости от характеристики демп­фирования подразделяются на линейные и нелинейные.

Средства демпфирования в зависимости от вида демпфирования подразделяются на: элементы с сухим трением,  элементы с вязким трением, элементы с внутренним трением.

Архитектурно-планировочные методы защиты от шума включают в себя: 

― рациональные акустические решения планировок зданий и гене­ральных планов объектов; 
― рациональное размещение технологического оборудования, ма­шин и механизмов; 
― рациональное размещение рабочих мест; 
― рациональное акустическое планирование зон и режима движе­ния транспортных средств и транспортных потоков; 
― создание шумозащищенных зон в различных местах нахождения человека.
Организационно-технические методы защиты от шума включают в себя: 

― применение малошумных технологических процессов (измене­ние технологии производства, способа обработки и транспортирова­ния материала и др.); 
― оснащение шумных машин средствами дистанционного управле­ния и автоматического контроля; 
― применение малошумных машин, изменение конструктивных эле­ментов машин, их сборочных единиц; 
― совершенствование технологии ремонта и обслуживания машин; 
― использование рациональных режимов труда и отдыха работни­ков на шумных предприятиях.
Одним из самых эффективных технологических приемов борьбы с акустическим шумом на производстве является применение особых звукоизолирующих кабин и пультов дистанционного управления, позволяющих снизить воздействие вредного фактора на работников.
 
Установка звукоизолирующей кабины вокруг рабочего места чело­века является рациональным способом снижения шума в том случае, когда размеры источника шума очень велики или когда необходимое для работы пространство невелико.

Конструктивно кабины представляют собой изолированные поме­щения, выполненные из материалов, позволяющих обеспечить макси­мальную звукоизоляцию в широком диапазоне частот. В звукоизолирующих кабинах следует располагать пульты контроля и управления технологическими процессами и оборудованием – рабочие места мастеров и начальников цехов.
 
Внешнее звуковое поле кабины оператора образуется из прямого звука и звука,  отраженного стенками кабины. Кроме того, звук в кабину может проникать и косвенными путями, например, через двери, щели, окна. Наличие щелей, незакрытых проемов резко уменьшает звукоизоляцию. Например, наличие в перегородке круглого отверстия диаметром 2 см ухудшает ее звукоизоляцию в области высоких час­тот на 10 дБ.
 
В зависимости от требуемой звукоизоляции кабины могут быть конструктивно спроектированы из обычных строительных материалов (кирпича, железобетона и т.п.) или иметь сборную конструкцию, собираемую из заранее изготовленных конструкций из стали, алюминия, пласти­ка, фанеры и других листовых материалов на сборном или сварном каркасе. Звукоизолирующие кабины следует устанавливать на резиновых виброизоляторах для предотвращения передачи вибраций на ограж­дающие конструкции и каркас кабины. 

 Эффективность звукопоглощающих кабин в зависимости
от применяемых материалов конструкции
 

Конструкция и материал кабины Частота, Гц
63 125 250 500 1000 2000 4000 8000
1. Кирпичная с железобетонным и деревянным перекрытием 10 14 14 17 21 21 21 23
2. Из пиломатериалов с одинарными окнами 4 7 7 8 9 12 10 8
3. Стальной лист с минераловатной облицовкой 6 8 10 20 24 26 32 31

 

 Рассмотрим технические требования к конструкции звукоизоляции защитной кабины. Звукоизолирующая оболочка кабины состоит из стенок-панелей, каркаса и основания. Заданную геометрическую форму и жесткость оболочки обеспечивают стержневой каркас и рамное основание, кото­рые должны выполняться из тонкостенных профилей, неразъемные соединения элементов каркаса и основания могут осуществляться свар­кой, а разъемные  болтовыми соединениями с жесткой фиксацией соединяемых элементов. Главную звукоизоляцию обеспечивают стен­ки панели.
 
Панель выполняется из тонкой металлической пластины с рамкой по контуру и, как правило, с ребрами жесткости. Панель необходимо облицевать с внутренней стороны звукопоглощающим материалом, закрытым оболочкой из пленки. Звукопоглощающий материал рекомен­дуется закрыть перфорированной зашивкой для предохранении его от механических повреждений. Перфорация ее должна составлять не менее 25% площади панели. На внешнюю сторону панели можно на­нести вибропоглощающее покрытие, которое играет также и декора­тивную роль. Допустимо наносить покрытие и с внутренней стороны, если это технологически более целесообразно.
 
Основные требования ко всей конструкции звукоизолирующей обо­лочки состоят в том, чтобы конструкция обеспечивала необходимую звукоизоляцию главной части и всех элементов устройства, а также необходимую герметичность и виброизоляцию. Последнее требование часто бывает важно, невыполнение его может свести на нет все усилия по звукоизоляции. Для этого присое­динение панелей к каркасу, крепление проходов коммуникаций и т.д. должны быть надежно уплотнены посредством прокладок из мягкой резины или другого уплотняющего акустического материала так, что­бы отсутствовали какие-либо отверстия и звуковые мостики.
 
Рассмотрим основные технические требования к конструкции глушителей шума. Глушитель  устройство, служащее для преобразования энергии, устанавливаемое в конце газовыпускного тракта с целью снижения шума. Главное требование к конструкции глушителя  максимально возможное снижение акустического шума.  Кроме того, глу­шители шума должны иметь небольшие габаритные размеры, удобное рас­положение, небольшую металлоемкость, хорошую технологичность, высокую коррозионную стойкость и стабильную акустическую противошумовую эффективность.

 Конструктивно и по своему практического назначению глушители шума принято подразделять на следующие классы:  ― реактивные глушители (снижение шума достигается преимуще­ственно за счет отражения звуковой энергии); 
― абсорбционные глушители (звуковая энергия превращается в тепло в слое звукоизолирующего материала); 
― комбинированные глушители (используется как свойство отра­жения звуковой энергии, так и звукопоглощения); 


― активные глушители (принцип действия основан на суперпози­ции и интерференции звуковых волн  наложение в пространстве двух или нескольких звуковых волн, при котором в разных точках простран­ства получается ослабление результирующей волны); 


― резонансные глушители (эффект достигается за счет использования резонансных объемов, настраиваемых на определенную длину волны, в которых происходит наложение волн в противофазе).
Реактивные (отражающие) глушители эффективны во всем спект­ре частот с чередующимися провалами, абсорбционные (поглощаю­щие) глушители эффективны на средних и высоких частотах, актив­ные снижают шум только в низкочастотной области, а резонансные  в узкой полосе частот. Еще одним видом эффективных акустических защитных средств являются специальные акустические экраны. Они предназначены для снижения шума, создаваемого различными источниками, на рабочих местах и в зоне жи­лой застройки. Снижение уровней шума происходит за счет поглоще­ния, ослабления при прохождении через экран и отражения звука от конструкций акустических экранов. Акустические экраны согласно существующей классификации являются средством звукоизоляции и служат для снижения шума на пути его распростране­ния от источника к защищаемому объекту. Звукоизолирующий эффект акустических экранов определяется созданием зоны аку­стической тени за ним. При этом наблюдается частичное огибание зву­ковой волной акустического экрана за счет явления акустической дифракции. Дифракция происходит как через верхнее, так и через боковые ребра экрана.

Основным геометрическим параметром, от которого зависит эф­фективность акустического экрана, является угол дифракции защитной поверхности. Дока­зано, что при изменении угла дифракции от 5° до 90° максимальная эффективность возрастает на 10 дБ. С удалением от акустического экрана защитная эффективность устройства падает и на рас­стояниях, превышающих его минимальный размер в 4-6 раз, прибли­жается к нулю.
 
В настоящее время для снижения шума в окружающей среде при­меняются десятки самых различных конструкций акустических экранов, в которых исполь­зуются принципы отражения и поглощения звука. В зависимости от конструктивного исполнения и достигаемого эф­фекта шумоглушения все экранирующие сооружения подразделяются на экраны-барьеры (стенки), экраны-туннели, бермы и комбинированные экраны.
 
Чаще всего на практике для снижения шума находят применение акустические экраны, устанавливаемые вокруг источников шума. Они обеспечивают заметное снижение шума в окружающей среде. Такие защитные экраны устанавливаются со всех сторон вокруг источников шума, обеспечивая перекрытие путей его распространения в окружающую производственную среду, в то же время давая свободный доступ обсуживающего персонала к защитным устройствам и свободный забор воздуха из окружающего про­странства. В практике шумозащиты находят в основном применение П-образные защитные экраны, закрывающие защищаемую установку с трех сторон, при этом верхняя часть П-образной конструкции направлена в сторо­ну защищаемого объекта.

 По материалам журнала «Охрана труда и пожарная безопасность».

Борьба со стрессом на рабочем месте

Стресс — неотъемлемая часть жизни людей в любой стране. Он влияет на внутреннее чувство комфорта, взаимоотношения человека с семьей, друзьями, коллегами и незнакомыми людьми, а также на способность выполнять свои обязанности дома, на работе и в обществе. Если стресс избыточен, он вызывает физические и психологические симптомы, а если длится долго, может привести к потере трудоспособности и различным заболеваниям. Стресс изменяет отношение людей к окружающей действительности и их поведение, влияет на жизнь всей организации. 
 

СОСТАВЛЕНИЕ ПРОГРАММЫ БОРЬБЫ СО СТРЕССОМ


Эффективная программа борьбы со стрессом на рабочем месте содержит ряд взаимосвязанных элементов, действующих одновременно. Некоторые из них называются программами борьбы со стрессом, другие являются частью общего управления организацией, но предназначены для контролирования стресса. Некоторые элементы направлены на отдельных работников и группы; другие направлены в целом против факторов, вызывающих стресс на рабочем месте и затрудняющих работу организации как целостного организма. Эти стресс-факторы неизбежно влияют на деятельность отдельных работников или всего коллектива. Ниже мы приводим и анализируем элементы программы управления стрессом.


1. Управление симптомами стресса. Рассматриваются случаи, когда люди уже страдают от стресса. Эта “медицинская модель” пытается выявить людей с симптомами, вызванными стрессом, и убедить их добровольно обращаться за помощью на предприятии или к профессионалам, которые могут оценить их проблемы, диагностировать причины и предложить соответствующее лечение. Этим может заниматься служба охраны здоровья сотрудников, программа помощи сотрудникам или консультативная служба. Широкий спектр услуг включает индивидуальные беседы и обследования, “горячие линии” для экстремальных ситуаций, многопрофильные центры со штатом квалифицированных специалистов различных направлений. Специалисты в этих центрах могут работать на полную или неполную ставку или работать по контракту. Для работы с отдельными случаями на предприятие могут приглашаться специалисты. Некоторые подразделения рассматривают все проблемы, в то время как другие концентрируют внимание на таких конкретных синдромах, вызванных стрессом, как повышенное артериальное давление, боль в спине, алкоголизм, наркомания или семейные проблемы. Включение этих элементов в программы управления стрессом основаны на следующих положениях:

— Осознание того, что многие повторяющиеся или постоянные соматические жалобы (мышечная боль, боль в спине, головная боль, желудочно-кишечные расстройства и другие) вызываются стрессом. Вместо того, чтобы давать успокаивающие средства и советы, внимательный специалист или консультант поймет ситуацию и направит внимание на факторы, вызывающие стресс.

— Если выявлено в конкретном подразделении организации такие функциональные жалобы присутствуют у многих работников, нужно начать поиск стресс-факторов.

— Работа с людьми, которые были участниками или свидетелями таких ситуаций, как несчастный случай со смертельным исходом или насилие. 

— По возможности лучше приостановить исполнение сотрудником своих обязанностей или повлиять на его поведение, с тем, чтобы в дальнейшем снизить уровень стресса и восстановить нормальное самочувствие и работоспособность человека.

     

2. Снижение индивидуальной уязвимости. Наиболее общие элементы в программах управления стрессом те, которые помогают людям справиться со стрессом, снижая их уязвимость. Они включают серию семинаров и рабочих групп, дополненных аудиоматериалами или видеозаписями, брошюрами и другими публикациями, которые обучают сотрудников эффективно справляться со стрессом.

Они имеют следующие общие элементы:

— Тренинг по распознаванию признаков нарастающего стресса и вызывающих его факторов.

— Тренинг уверенности, дающий возможность сотрудникам становиться более динамичными, сталкиваясь со стрессом.

— Методы снижения стресса.

     

3. Межличностные отношения на рабочем месте. Организации начинают все больше осознавать стресс-факторы, обусловленные разнообразным составом трудового коллектива и межличностными проблемами, возникающими в коллективе. Предубеждение и фанатизм не остаются за воротами предприятия и часто усугубляются бестактным и дискриминационным поведением руководителей и супервайзеров. Религиозные и расовые предубеждения могут принимать форму домогательств или даже вызвать акты насилия. Если такие отношения преобладают, необходимо их корректировать, разработав детальный план действий, в том числе, дисциплинарные меры против виновников и меры по защите жертв, осмелившихся пожаловаться.

     
4. Управление факторами, вызывающими стресс на рабочем месте. Организация несет ответственность за снижение до минимума факторов, вызывающих стресс, которые могут оказывать неблагоприятное влияние на способность работника эффективно работать. Очень важно, чтобы супервайзеры и руководители всех уровней получили соответствующую подготовку и могли распознавать и эффективно решать проблемы сотрудников, неизбежные на рабочем месте.

5. Управление стрессом в рамках организации. Организация как единое целое подвержена стрессам, которые, если ими не управлять, проникают в среду сотрудников, мешая работе на всех уровнях. Это положение требует формулировки многообещающих, но достижимых целей и задач, касающихся раннего выявления и оценки потенциальных факторов, вызывающих стресс, и могущих нарушить планы, а также координации возможностей организации по решению данных вопросов и информирования сотрудников о результатах этой деятельности. Последнее особенно важно в периоды экономической напряженности, когда сотрудничество работников и оптимальная производительность особенно важны для замены в высшем звене управления, угрозы слияния и продажи компаний, закрытия или перемещения компаний и сокращения кадров.
     
6. Помощь в борьбе с личными факторами, вызывающими стресс. Хотя борьба с факторами, вызывающими стресс в семье и микрорайоне — это, в основном, личная проблема человека, работодатели приходят к выводу, что данные виды стресса неизбежно переносятся на рабочее место, что, в совокупности с другими стресс-факторами, может повлиять на благосостояние работников и поставить под угрозу их трудоспособность. Соответственно, работодатели считают целесообразным (а в некоторых случаях необходимыми) создавать программы, предназначенные для помощи работникам в управлении стресс-факторами такого рода. 


Программы борьбы со стрессом должны основываться на следующих основных принципах. Во-первых, необходимо помнить, что не существует границ, разделяющих стресс на рабочем месте, дома и в обществе. Каждый человек представляет уникальное сочетание всех факторов, которые не имеют четких границ. Это значит, что программа, несомненно, должна концентрироваться на проблемах, возникающих на рабочем месте, но вместе с тем признавать, что эти проблемы влияют на личную жизнь. Нельзя также упускать из виду проблемы, возникающие вне работы. Сама работа и поддержка сотрудников и руководства помогают в решении личных и семейных проблем. Потеря такой поддержки может привести к потере трудоспособности, например в период выхода на пенсию, даже если отказ от работы добровольный. Во-вторых, стресс передается другим людям. Он не влияет не только на конкретных людей, но на коллег по работе. Таким образом, борьба со стрессом может быть одновременно терапевтическим и профилактическим средством.



     

В-третьих, справиться со стрессом может только сам человек. Можно выявить работников, имеющих проблемы, и предложить им консультации, поддержку и обучение управлению стрессом, а при необходимости направить к квалифицированным врачам для более интенсивной и продолжительной терапии. Однако это требует согласия и участия самого человека, что в свою очередь зависит от структуры программы, ее статуса в организации, компетентности персонала, его репутации и доступности программы. Возможно, наиболее важным фактором успеха программы является строгое следование политике конфиденциальности относительно личной информации.
    
В-четвертых, контроль стресса на рабочем месте является в основном обязанностью руководителей. Программа должна основываться на политике организации, которая придает большое значение здоровью и благосостоянию сотрудников. И эта политика должна отражаться на повседневной деятельности через поведение руководителей и их отношениях с подчиненными на всех уровнях. В-пятых, участие работников в составлении, реализации программы и особенно в выявлении факторов, вызывающих стресс, является важной составной частью успеха программы. И, наконец, успешная программа борьбы со стрессом требует тонкого понимания сотрудников и среды, в которой они работают. Программа наиболее успешна в том случае, когда проблемы, связанные со стрессом, выявляются и разрешаются до того, как был причинен какой-либо ущерб человеку.
 

Основная задача профессиональной медицины и безопасности — защитить и укрепить здоровье, благосостояние и производительность как всего коллектива, так и каждого работника. Эту задачу нельзя выполнить без понимания природы стресса и механизмов его влияния на людей и организацию, а также без хорошо спланированной программы, которая смягчит его губительные эффекты и, что более важно, предупредит их.

 

Leon J. Warshaw

Энциклопедия по охране и безопасности труда МОТ; электронный ресурс: safework.ru.

Электробезопасность: присвоение 1-й группы по электробезопасности

1-ю группу по электробезопасности присваивают всем работникам, которые выполняют работы, при которых может возникнуть опасность поражения электрическим током, и которые не работают с электроустановсками. Для этого утвердается приказом перечень должностей и профессий, требующих присвоения персоналу I группы по электробезопасности.

Тем, кто работает с электроустановками, нужно присвоить 2-ю группу и выше. Это указано в пункте 1.4.4 Правил технической эксплуатации электроустановок потребителей, утвержденных приказом Минэнерго от 13.01.2003 № 6 (далее – ПТЭЭП).

На практике всем работникам нужно присваивать группу по электробезопасности, так как все работники так или иначе взаимодействуют с электричеством – работают за компьютерами, пользуются системами освещения и электророзетками.

Перечень должностей и профессий работников, которым присваивают 1-ю группу, составляет руководитель организации (п. 1.4.4 ПТЭЭП).


Возможна ли производственная травма на дистанционной работе?

     Будет ли считаться несчастным случаем на производстве травма, полученная дистанционным работником у себя дома (упал, сломал руку), учитывая, что работник по своему усмотрению определяет режим работы?
     
     Дистанционной работой является выполнение трудовой функции вне места нахождения работодателя, при условии использования для выполнения данной трудовой функции и осуществления взаимодействия между работодателем и работником по вопросам, связанным с ее выполнением, информационно-телекоммуникационных сетей общего пользования, в том числе сети Интернет (ч.1 ст.312.1 ТК РФ).
     
     На дистанционных работников распространяются требования трудового законодательства, в соответствии с которым дистанционный работник определяет время работы и отдыха самостоятельно по своему усмотрению, если иное не предусмотрено трудовым договором дистанционного работника.
     
     Принимая во внимание, что действие трудового законодательства при удаленной работе не прекращается, то обязанность работодателя обеспечить безопасность и условия труда, соответствующие государственным нормативным требованиям охраны труда, предусмотренная абз.4 ч.2 ст.22 Трудового кодекса РФ, с него не снимается.
     
     Несчастным случаем на производстве признается событие, в результате которого застрахованный получил увечье или иное повреждение здоровья при исполнении им обязанностей по трудовому договору как на территории страхователя, так и за ее пределами. Дистанционный работник является застрахованным лицом (абз.4 ст.3, абз.2 п.1 ст.5 Федерального закона N 125-ФЗ).
     
     Работодатель обязан обеспечить расследование и учет в установленном порядке несчастных случаев на производстве (ч.2 ст.212 ТК РФ).
     
     Расследованию в установленном порядке как несчастные случаи подлежат события, в результате которых пострадавшими были получены в том числе телесные повреждения (травмы), повлекшие за собой временную утрату ими трудоспособности, если указанные события произошли в течение рабочего времени на территории работодателя либо в ином месте выполнения работы, в том числе во время установленных перерывов, а также в течение времени, необходимого для приведения в порядок орудий производства и одежды, выполнения других предусмотренных правилами внутреннего трудового распорядка действий перед началом и после окончания работы, или при выполнении работы за пределами установленной для работника продолжительности рабочего времени, в выходные и нерабочие праздничные дни (ч.3 ст.227 ТК РФ).
     
     Законодательством не установлен особый порядок признания получения травмы несчастным случаем на производстве для работников, трудящихся дистанционно.
     

     Но считаем, что в рассматриваемой ситуации дистанционный работник является застрахованным лицом, он получил травму при исполнении трудовых обязанностей в своем месте выполнения работы. Так как он самостоятельно устанавливает себе режим рабочего времени и времени отдыха, то комиссия по расследованию несчастного случая может признать, что травму он получил в свое рабочее время.
     
     Таким образом, полученная дистанционным работником травма может быть квалифицирована как несчастный случай на производстве.
     
     

Как организовать рабочие места в офисе по новым санитарным правилам

До недавних пор требования к рабочим местам офисников содержал СанПиН 2.2.2/2.4.1340–03. В 2021 году эти санитарно-эпидемиологические правила и нормативы отменили. Теперь офисные компании должны руководствоваться общими для всех СП 2.2.3670–20. Учтите, эти санитарные правила содержат обязательные требования к условиям труда, организации технологических процессов и рабочих мест (письмо Роспотребнадзора от 15.04.2021 № 09-7636-2021-40).

Новые санитарные правила упростили, в них меньше требований. По факту работодателям разрешили во многом самостоятельно определять безопасные условия труда в офисе. Пользуйтесь этим правом осторожно, будьте готовы обосновать контролерам необходимость своих действий, подтвердить, что принятые меры улучшают положение работников и снижают производственные риски.

 

Что сделать, чтобы соответствовать новым требованиям

 

Проведите в компании ревизию локальных актов. Проследите, чтобы в документах не осталось ссылок на СанПиН 2.2.2/2.4.1340–03. Инспекторы могут придраться, если локальные акты будут указывать на недействующие документы.

Решите, как быть с перерывами на отдых для офисников. Новые правила не предлагают делать 10-минутные перерывы каждый час, значит, работодатель не обязан предоставлять их. Также нет обязанности сокращать рабочее время беременным и кормящим или переводить их на не связанную с компьютерами работу, это подтвердили в письме Минтруда от 25.02.2021 № 15–0/ООГ-471. Рекомендуем пока не торопиться исключать условия о перерывах из локальных актов: нормы могут изменить.

Не спешите отказываться от всех требований к параметрам рабочих мест. Каждого офисника, как и прежде, обеспечьте минимальной площадью рабочего места 4,5 кв. м. Объем помещения на одного работника рекомендуют рассчитывать не менее 15 кв. м (п. 249 СП 2.2.3670–20, п. 20.1 Методических рекомендаций Главного государственного санитарного врача от 17.05.2021 № МР 2.2.0244–21, далее — Рекомендации № МР 2.2.0244–21).

Больше не нужно соблюдать расстояния между соседними мониторами и столами, офисной техникой и ближайшей стеной. Компьютеры в офисе располагайте так, чтобы показатели освещенности не превышали гигиенические нормативы по таблице 5.52 СанПиН 1.2.3685–21. Параметры световой среды регулируйте при помощи жалюзи или аналогичных устройств (пп. 250, 251 СП 2.2.3670–20).

Сообщите коллегам из отдела закупок, что строгих требований к рабочим столам и креслам уже нет. К рабочим столам на местах для работы сидя условие только одно — достаточное пространство для ног. Высота пространства должна быть не менее 600 мм, глубина — не менее 450 мм на уровне колен и 600 мм на уровне стоп, ширина не менее 500 мм. К местам для работы стоя требование такое — оснащать их сиденьем-поддержкой (пп. 6.3, 6.4 СП 2.2.3670–20).

  

Важно

Условия труда беременных и кормящих теперь должны соответствовать допустимым условиям труда (п. 7.1 СП 2.2.3670–20)


Забудьте о регулируемых подставках для ног, они уже неактуальны. Подставки вместе с оптимальными параметрами микроклимата лишь рекомендуют кормящим и беременным работницам (пп. 7.1, 7.3 Рекомендаций № МР 2.2.0244–21).

Оптимальный микроклимат в офисе обеспечивайте температурой воздуха в помещениях: летом 23–25 °С, зимой — 22–24 °С. Если в офисе холоднее или теплее, показатели нужно привести в соответствие с таблицей 5.2 СанПиН 1.2.3685–21.

 

Как накажут, если не соблюдать требования


Компанию, которая игнорирует требования санитарных правил к рабочим местам, могут наказать два контрольных органа. Нарушителей штрафует Роспотребнадзор до 20 тыс. руб. (ч. 1 ст. 6.3 КоАП). Также есть риск получить штраф от ГИТ до 80 тыс. руб. (ч. 1 ст. 5.27.1 КоАП).

  

Пример. При проверке компании трудинспектор не нашел в кабинетах службы охраны труда, планово-экономического отдела, главбуха и юриста светильники местного освещения для зон, где располагались документы. Конструкция рабочих стульев в отделах проверки средств радиоэлектронных измерений, теплотехнических и физико-химических средств измерения также не соответствовали требованиям СанПиН 2.2.2/2.4.1340–03. Инспектор выдал предписание, но нарушения не устранили, за это судья оштрафовал работодателя на 50 тыс. руб.

Директор компании обжаловал штраф. Инспектор допустил формальную ошибку: не указал в предписании, на каких именно рабочих местах нарушили санитарные правила. Это избавило работодателя от претензий по СанПиН, но целиком наказание ему отменить не удалось (постановление Верховного суда от 01.02.2017 № 29-АД16-14).


Как сделать рабочие места удобными и эффективными

  

Обратите внимание

Чтобы снизить риск заболеваний, расставьте в помещениях рециркуляторы воздуха, а при входе в офис — санитайзеры с антисептиком


Требований к удобству и эффективности рабочего места в законе нет. Определяйте их самостоятельно с учетом результатов оценки профрисков.

Устраните главные раздражители. Чаще всего офисных работников раздражают телефонные звонки и разговоры коллег, неудачное расположение рабочего места и неудобная мебель, загромождение рабочего стола и кипы документов на нем, нестабильная работа оргтехники.

Сделайте схему, по которой расположите предметы, мебель и оргтехнику. Мебель подбирайте по характеру выполняемой работы, ведь если у сотрудника небольшой стол и много документации, он не сможет эффективно работать с ней. Поставьте мобильные перегородки между сотрудниками, работа которых сопряжена с частыми звонками и повышенным умственным напряжением. Так визуально отделите коллег друг от друга и позволите им концентрировать внимание на работе.

Оцените, насколько необходим каждый предмет, и решите: оставить его на рабочем месте, передать на хранение или же выбросить. Определите места хранения документов: бумаги, которые используют часто, лучше держать под рукой, остальные разместите в шкафах или за пределами рабочего места. На поиск нужной информации уходит много времени, поэтому маркируйте документы и места их хранения.

Составьте график уборки и пропишите в нем, кто и как часто проводит уборку поверхностей. Смотрите на примере, как это делают в нашей компании.

 

Образец графика уборки помещений

  

Развесьте в офисе плакаты о гимнастике для глаз и тела при работе за компьютером. Они помогут работникам снимать напряжение с органов зрения и мышц после статической нагрузки.

Перебои в работе оргтехники снижают производительность труда, работники, которые самостоятельно пытаются устранить поломку, рискуют получить травмы и окончательно испортить оборудование. Поэтому обеспечьте своевременный сервис по ремонту неисправной оргтехники.

Интересуйтесь мнением работников и представителей профкома, привлекайте их к мероприятиям по организации рабочих мест. Так сможете избежать споров и конфликтных ситуаций, учтете факторы, которые видны только работникам, смотивируете их и впредь участвовать в мероприятиях, чтобы улучшать условия труда.

 

 Скачать памятки:

Зрительная гимнастика для глаз

Гимнастика при работе за компьютером

 

Электробезопасность: присвоение I группы по электробезопасности

Как следует из письма Ростехнадзора от 16.05.2017 N 10-00-12/1251:

Персональный компьютер (ПЭВМ) не является электроустановкой, а относится к электрооборудованию.


Потребитель, эксплуатирующий электроустановки зданий, где установлено электрооборудование (ПЭВМ и др.), обязан проводить мероприятия по определению необходимости присвоения неэлектрическому персоналу группы I по электробезопасности.



Перечень должностей и профессий, требующих присвоения персоналу группы I по электробезопасности, определяется руководителем Потребителя (п.1.4.4 Правил технической эксплуатации электроустановок потребителей).


При отсутствии условий опасности поражения электрическим током на рабочем месте с ПЭВМ руководитель Потребителя может оформить организационно-распорядительным документом решение об отсутствии необходимости присвоения I группы по электробезопасности неэлектротехническому персоналу и составления соответствующего перечня должностей и профессий.


Присвоение группы I по электробезопасности неэлектротехническому персоналу:

  • проводится работником из числа электротехнического персонала организации с группой по электробезопасности не ниже III;
  • производится путем проведения инструктажа.


Допускается проведение инструктажа неэлектротехнического персонала организации с присвоением I группы по электробезопасности работником, имеющим III группу по электробезопасности, принятым на работу по совместительству.



Источник: ТЕХЭКСПЕРТ


   Письмо Ростехнадзора от 16.05.2017 N 10-00-12/1251

О присвоении I группы по электробезопасности

10-00-12-1251.pdf

Adobe Acrobat Document 23.2 KB  

Профессия менеджер: функции, особенности, обязанности, обучение

В деловой сфере профессия менеджера у всех на слуху, но при этом мало кто до конца понимает, в чем состоят функции этого работника и какими умениями он должен обладать. Профессионалы данного профиля очень востребованы, причем, спрос на них с каждым годом только растет. Вот только вопреки распространенному мнению, это не универсальное направление. Как утверждают работники в области профориентации, чтобы стать востребованным управленцем мало получить соответствующие знания. Надо еще и обладать определенным складом ума, типом характера и коммуникативными навыками.

Кто такой «менеджер»?

Менеджером называется наемный управляющий, который следит за производством, оборотом товаров или предоставлением услуг. Он управляет организацией или отделом, работает удаленно или непосредственно в офисе.

Менеджмент как направление подразумевает организацию рабочего процесса на всех его этапах или отдельных отрезках. Чем выше профессионализм работника и длиннее перечень навыков, тем шире могут быть его полномочия, больше зарплата и вероятность карьерного роста.

Функции и должностные обязанности управленцев

Чтобы понять, что это за профессия – представитель сферы менеджмента, рекомендуется изучить перечень требований, которые предъявляются к управленцу. Не так важно, про стратегический, административный или производственный менеджмент идет речь, работник обязан распределять функции между сотрудниками, предоставлять им алгоритмы выполнения задач и контролировать все процессы на предприятии.

Независимо от направления деятельности, в список должностных обязанностей профессионала входят такие пункты:


  • запуск, ведение и контроль работы организации с целью поддержания ее бесперебойного и результативного функционирования;
  • определение стратегических целей и составление планов по выполнению задач;
  • оценка степеней риска заключаемых договоренностей, соблюдение их пунктов;
  • анализ деятельности предприятия в кадровой сфере, оценка работы персонала, составление планов мотивации и поощрения сотрудников;
  • поддержка плодотворной связи с деловыми партнерами;
  • анализ рынка с целью выявления спроса на профильные товары или услуги;
  • привлечение сторонних экспертов к решению поставленных высшим руководством задач.


Профессия менеджера предусматривает работу в разных сферах, независимо от того, управляет он небольшим отделом или огромным предприятием. Главная цель этого специалиста – увеличение прибыли конкретной организации или снижение ее затрат.

Классификация представителей менеджмента

Описание профессии менеджера и перечень его должностных обязанностей во многом зависят от того, на каком уровне управления находится специалист. В направлении выделяют три международных ступени иерархии. На движение вверх по карьерной лестнице влияют: образование, наличие опыта и навыков, умение применить теоретические знания на практике.

Какие бывают менеджеры:


  • низшее звено. В категорию входят младшие начальники, у которых есть хотя бы один подчиненный. Для начала карьеры даже не требуется профильного образования. Яркий пример такого работника – мастер, администратор магазина или учреждения по предоставлению услуг, менеджер по продажам, заведующий кафедрой;
  • среднее звено. В этом случае без высшего образования не обойтись. Управление ведется на уровне отдела, цеха, факультета, одной из точек сети. Такой менеджер контролирует работу начальников низшего звена;
  • высшее звено. Это самая малочисленная категория. Даже на больших предприятиях такие управленцы представлены группой лишь из нескольких человек. Зачастую данные работники обладают дипломами в ряде сфер, многолетним опытом работы по конкретному профилю. Сюда входят директора предприятий, магазинов, образовательных и других социальных учреждений, производств.


Несмотря на схожие принципы работы управленцев во всех сферах, лучше изначально определиться с предпочтительной тематикой. Направление развития карьеры поможет установить профориентация. Путем тестов, разработанных психологами и статистиками, выявляют отрасли, которые наиболее интересны конкретному человеку.

Достоинства и недостатки работы в сфере менеджмента

Перед тем как отправиться учиться на менеджера, рекомендуется оценить плюсы и минусы профессии. Некоторые моменты можно рассматривать с двух сторон. Например, мобильность менеджера. Для одних частые командировки становятся приятным бонусом, для других – нежелательной спецификой работы.

Плюсы направления

Как и во многих других специальностях, в сфере менеджмента можно отлично зарабатывать. При этом перспективы карьерного роста практически безграничны. Даже управленцам высшего звена зачастую есть, куда расти, при условии наличия нужных навыков. Менеджеры постоянно общаются с людьми, что позволяет им быстро обзаводиться полезными связями и при желании менять сферу деятельности. Еще одно достоинство такого выбора – востребованность квалифицированных сотрудников. Опытный и амбициозный управленец всегда найдет себе хорошее место.

Минусы профессиональной сферы

Есть в профессии менеджера и негативные моменты. Во-первых, уровень конкуренции в данной сфере постоянно растет. Это требует от сотрудников полной отдачи, постоянного развития, работы над улучшением навыков. Во-вторых, менеджерам необходимо быть готовым к работе в условиях стресса. Именно на них лежит ответственность принятия решений, они отвечают за полученный результат. Доходы у большинства менеджеров на начальном этапе их карьеры невысокие. Зато их рост полностью зависит от самого специалиста.

Еще один важный момент – для работы в менеджменте надо обладать особым складом характера, или же посещать различные тренинги для развития необходимых качеств. Характеристика человека, который рассчитывает на успех в качестве менеджера, выглядит примерно так. Это яркая и знающая себе цену личность с повадками лидера и умением управлять людьми. Дополнительными плюсами менеджера считаются коммуникабельность, аналитический склад ума, внимательность, хорошая память.

Как стать менеджером?

Обучение по направлению «менеджмент» сегодня проводится не только в больших профильных учреждениях, но даже региональных обучающих организациях.

Какие предметы нужно сдавать, чтобы поступить в вуз менеджмента, зависит от специфики направления. Сегодня менеджеров готовят как гуманитарные, так и технические факультеты. Во втором случае, помимо хороших знаний по русскому языку, математике и обществознанию могут понадобиться высокие оценки по физике или химии. На международный менеджмент требуется дополнительно пройти испытания по иностранным языкам.

На выходе из учебного заведения квалифицированный менеджер должен знать:


  • основы права в области регулирования коммерческой и предпринимательской деятельности;
  • стратегию ведения бизнеса и рыночную экономику;
  • специфику работы с персоналом;
  • технологии и правила ведения маркетинговых исследований, рекламных кампаний;
  • основы налогообложения, документооборота, делопроизводства, администрирования;
  • принципы составления бизнес-планов, коммерческих и юридических соглашений;
  • этику делового общения, положения охраны труда;
  • основы логистики и государственной сертификации.


Дополнительным плюсом для менеджера считаются знания, полученные на курсах по социологии, психологии, кадровому делу, основам рекламы и маркетинга. Современному менеджеру желательно владеть хотя бы одним иностранным языком на приличном уровне. У человека, который постоянно общается с людьми, должны быть правильная речь и высокий уровень грамотности.


Источник: profchoice.ru

Профессия водитель: особенности, требования, обучение, плюсы и минусы

Официально профессия водителя называется шофер, но этот термин все реже используют в базах вакансий, документах, быту. Эта специальность одна из немногих, для получения которой не надо обучаться в высшем или среднем специальном учебном заведении. Достаточно освоить теорию управления нужным транспортным средством, приобрести практические навыки, получить подтверждающий все это документ. Наличие у водителя дополнительных знаний, например, по техническому обслуживанию ТС, его ремонту, позволяет рассчитывать на более высокую зарплату.

Особенности профессии

Мнение эксперта

Екатерина Колоколова:

«Водитель — это работник, который управляет транспортным средством. Оно может быть грузовым или пассажирским, относиться к категории техники специального назначения. Сегодня водители нередко совмещают основной вид деятельности с дополнительным. В зависимости от сферы деятельности они выполняют обязанности курьера, охранника, экспедитора, грузчика и т.д. Для трудоустройства по профилю достаточно прав соответствующей категории, наличия навыков, отвечающих специализации.»

В зависимости от особенностей должности обязанности водителя могут быть следующими:


  • доставка пассажиров/груза и точки «А» в точку «Б» или следование по определенному маршруту;
  • несение ответственности за исправность транспортного средства и его готовность к эксплуатации;
  • соблюдение правил перевозки людей, животных, грузов;
  • заполнение отчетной документации;
  • регулярное проведение ТО транспортного средства, своевременное реагирование на неисправности, проверка наличия топлива и масла, мойка;
  • решение текущих задач, связанных с перевозкой, в соответствии со служебной инструкцией;
  • соблюдение правил ПДД, следование установленному законом алгоритму поведения в случае ДТП.


Водитель может трудиться в государственной или частной компании, на промышленном предприятии, быть самозанятым гражданином.

При наличии навыков представитель профессии может подключаться к работе отдела логистики, управлять кадрами, взаимодействовать с разными видами ПО.

Водитель – это профессия, не предполагающая карьерного роста. Но имея большой стаж работы, рекомендации и обладая определёнными личностными качествами можно устроиться на хорошо оплачиваемую должность.

Важные качества

Водитель — это профессия для ответственных и устойчивых к стрессу людей. Ее представитель должен обладать отличной реакцией, быть готовым к любым неожиданностям. Также ему потребуется способность сохранять концентрацию внимания в течение длительного времени, не теряя ее при монотонной работе. Дополнительными плюсами станут коммуникабельность, эмоциональная стабильность. Еще шоферу пригодятся хорошая визуальная память, умение ориентироваться на местности, быстро принимать решения.

Основные требования к профессии

Перечень требований к водителю прописывается в должностной инструкции и обусловлен особенностями его должности. В базовый список входят навыки управления конкретным видом транспортного средства, познания в области его обслуживания и ремонта. Также шофер обязан знать ПДД, правила организации перевозки грузов и пассажиров. Сегодня все чаще от претендентов на должность требуется наличие знаний по электронике и электротехнике.

Водитель обязан иметь крепкое здоровье, если он планирует работать шофером. У него не должно быть заболеваний, которые повышают риск аварии или могут сказаться на качестве выполнения им своих обязанностей. Претендент обязан доказать, что он не состоит на учете у психиатра или в наркологическом диспансере по причине каких-либо зависимостей.

Плюсы и минусы

В профессии водителя есть масса положительных моментов:


  • не нужно получать высшее или даже среднее специальное образование, а достаточно пройти курсы продолжительностью в несколько месяцев;
  • умение водить машину активно используется работниками и в обычной жизни;
  • на рынке вакансий всегда масса предложений для водителей;
  • можно работать на себя, а при удачном стечении обстоятельств даже превратить свое дело в бизнес;
  • некоторые шоферы много путешествуют по стране и даже посещают зарубежные страны.


Но, несмотря на положительные моменты профессии, в ней есть еще и определенные недостатки:


  • Главный минус в том, что водитель всегда несет ответственность за свои действия. Он отвечает за груз или пассажиров, скорость работы, ситуацию на дороге.
  • Некоторые представители профессии попадают в группу риска из-за особенностей своей должности (дальнобойщики, таксисты, охранники). Шофер вынужден основную часть рабочего дня сидеть, что в сочетании с вибрацией негативно сказывается на его здоровье.
  • Среди профессиональных болезней водителей называют вибрационную, патологии ОДС, ожирение.
  • Многим из них приходится работать в не самых комфортных условиях, нередко по неудобному графику.


Водитель автомобиля – одна из наиболее массовых профессий в мире. Нет ни одной отрасли экономики, где бы ни работал водитель.

Обучение

Любой человек, имеющий водительское удостоверение нужной категории, имеет право претендовать на должность водителя. Это направление не требует наличия высшего или среднего специального образования. Достаточно пройти курсы в автошколе, успешно сдать теорию и практический экзамен. На многих предприятиях организуется внутреннее обучение водителей. Чаще всего это делается для подготовки шоферов, которые будут управлять спецтехникой.

Для претендентов на должность, которые настроены на карьерный рост, больше подойдет вариант с получением образования. В ВУЗе можно отучиться на факультете «Наземные транспортно-технологические средства», а в колледжах есть направление «Организация перевозок и управление на транспорте».

Зарплата водителя

В регионах заработная плата водителей составляет от 25-30 тыс. рублей. В крупных городах эта зарплата соответствует уровню новичков без опыта работы. При наличии стажа этот показатель может вырасти в 2-3 раза. Шофер, таксист, водитель-курьер или экспедитор с опытом может получать 80-100 тыс. рублей. Представители профессии, имеющие дело со специальной техникой, зарабатывают от 70-80 тыс., независимо от опыта. Доходы таксистов, которые обходятся без работодателей, составляют около 30 тыс. рублей в месяц в регионах, 40-60 тыс. рублей в областных центрах, достигают 100 тыс. рублей в Москве.

Перспективы и карьера

В большинстве случаев профессия водителя не подразумевает карьерного роста. По мере набора опыта и стажа, а также при условии наличия дополнительных навыков сотрудник может сменить место на более выгодное. Перспективная карьера возможна только при наличии высшего образования по профилю или в области управления. Шоферы с предпринимательской жилкой часто организуют собственный бизнес (перевозки грузов или пассажиров, курьерские службы и т.д.).

Заключение

У профессии водителя много плюсов. Главное, умение водить машину позволит всегда найти место и хорошо заработать. Но, выбирая это направление, стоит учесть и негативные моменты: высокий уровень ответственности, риски для здоровья, однообразие и монотонность рабочих дней.


Источник: profchoice.ru

Профессия каменщик: обязанности, требования, карьера, плюсы и минусы

Эксперты считают, что даже на фоне технического прогресса и повсеместной автоматизации такая профессия, как каменщик, еще надолго сохранит свою актуальность. Направление выделяется на фоне множества смежных рабочих специализаций. Опытные сотрудники этого профиля востребованы, их труд хорошо оплачивается. У них есть масса возможностей для дополнительного заработка, а многие без труда начинают собственный успешный бизнес. Хоть должность и не подразумевает карьерного роста, она считается одной из самых престижных и перспективных в строительстве.

Кто такой каменщик?

Каменщиком называют рабочего строительного профиля. Он выполняет кладку кирпича, а также проводит иные работы, направленные на возведение и ремонт разных конструкций. При этом он использует преимущественно природный или искусственный камень, дерево.

За тысячелетия существования профессии ее описание не поменялось, но сегодня каменщики располагают более широким арсеналом рабочих приспособлений. Теперь в их распоряжении функциональная техника, более совершенные строительные материалы. Несмотря на это, многое зависит от мастерства представителя профессии, поэтому к нему выдвигают строгие требования.

Для получения профессии нужно отучиться по профилю в среднем специальном учебном заведении. Также можно получить нужные навыки непосредственно на строительном объекте, работая под контролем опытного профессионала. Для эффективного и качественного выполнения обязанностей каменщик должен знать виды строительных материалов, их свойства, особенности обработки. Он обязан владеть всеми методами кладки, навыками обращения с инструментами. Еще специалисту необходимо разбираться в особенностях растворов для кладки, правильно оценивать их соответствие материалу.

Каменщик — это рабочий, без которого не обойтись в ремонтно-строительных фирмах и реставрационных мастерских.

Какими личными качествами должен обладать каменщик?

По этой специальности проще всего работать спокойным людям, готовым к монотонному труду. Незатейливое на первый взгляд занятие на самом деле требует терпения, внимательности, умения четко распределять силы. Также претенденту на должность потребуются отличная физическая подготовка, хорошая координация, развитая мелкая моторика рук.

Мастер должен быть аккуратным и ответственным, что позволит свести к минимуму количество изъянов в его работе. Также ему потребуются умение мыслить технически, отличный глазомер и четкое восприятие пространства, ловкость движений. Рабочие обычно трудятся в команде, поэтому не лишними будут коммуникабельность, умение договариваться и улаживать конфликты.

Трудовые обязанности

Базовый перечень обязанностей каменщика:


  • заливка фундамента;
  • кладка арок, стен, сводов, колонн и других элементов;
  • проведение ремонтных и строительных работ в соответствии с проектными требованиями;
  • обеспечение и контроль однородности, наполненности, ровности швов;
  • оказание помощи в установке дверных и оконных коробок;
  • формирование изгибов стен и углов с применением цельного кирпича и его частей;
  • приготовление растворов, контроль их качества;
  • участие в монтаже перекрытий, железобетонных плит.


Конкретный список действий сотрудника зависит от уровня его квалификации, поставленного задания. Новички преимущественно готовят растворы и другие материалы, опытные сотрудники выполняют кладку с применением ручного инструмента. Бригадиры контролируют действия подчиненных, следят за качеством эксплуатации аппаратуры.

Преимущества профессии каменщик


  • Строительство ведется повсеместно, поэтому представители специальности без труда найдут себе работу.
  • Каменщики нужны не только в крупных городах, но и регионах.
  • За свой труд они получают хорошее вознаграждение.
  • При этом многие мастера нередко подрабатывают или запускают собственный бизнес.
  • В последнем случае рабочие еще и могут самостоятельно планировать свой график, выбирать наиболее интересные, прибыльные проекты.
  • В направлении предусмотрен определенный карьерный рост.
  • Для начала трудовой деятельности достаточно получить среднее специальное образование или отучиться под руководством опытного мастера.
  • Работа подразумевает физические нагрузки. При их правильном распределении такая особенность положительно сказывается на здоровье сотрудника.


Недостатки профессии каменщик

Минусы у направления тоже есть:


  • на старте карьеры заработная плата нередко не соответствует уровню затраченных на работу усилий;
  • сотрудникам приходится трудиться при неблагоприятных погодных условиях, даже на высоте;
  • строители вынуждены дышать пылью, что может привести к развитию заболеваний дыхательной системы;
  • на плохо оборудованных объектах каменщикам приходится носить тяжести, сталкиваться с чрезмерными физическими нагрузками. Это грозит серьезными проблемами со здоровьем (грыжи, болезни суставов и позвоночника);
  • работа каменщика нередко сопровождается шумом, риском получения травм;
  • мастера часто ищут подработку, соглашаясь на нее неофициально, в результате чего их обманывают недобросовестные работодатели;
  • в профессии ярко выражена сезонность, из-за чего у сотрудников могут возникать перебои с заказами, выплатами зарплаты.
  • Направление противопоказано лицам с заболеваниями органов дыхания, сердца, сосудов, склонностью к аллергии. Эффективность работы каменщиков повышается, когда они работают в паре, а хорошего напарника не всегда просто найти.


В обязательном порядке каменщик должен знать и беспрекословно соблюдать правила ТБ. Ведь в ряде случаев работы ведутся на высоте, и возникает риск травматизма.

Где можно получить профессию каменщик?

Отличные специалисты получаются из работников, которые все необходимые навыки получали непосредственно на строительном объекте. Порой достаточно найти опытного наставника, чтобы вырасти в самостоятельного мастера. Еще карьеру можно начать с получения профессионального образования в колледже или техникуме по одному из строительных направлений: «Каменщик», «Мастер общестроительных работ».

Сотрудникам, настроенным на серьезный карьерный рост, стоит подумать о последующем получении высшего образования. Диплом строительного или архитектурного университета позволит работнику претендовать на руководящую должность.

Зарплата каменщика

На начальном этапе представители профессии получают 20-30 тыс. рублей. По мере набора опыта зарплата повышается. В регионах она в среднем достигает 35-50 тыс. рублей. В крупных городах таким сотрудникам готовы платить 50-60 тыс. рублей. Мастера и бригадиры получают около 70-80 тыс. рублей. Многие обладатели такой специализации подрабатывают, увеличивая свой доход еще на 30-50%.

Собственный бизнес

После 5-10 лет работы и подработки каменщики высокого класса набирают серьезную клиентскую базу, что позволяет им начать работать на себя. Одни берут напарника или даже работают сами, приобретают нужный инструмент и начинают брать заказы строго по своему профилю. Другие набирают целые строительные бригады, что позволяет им оказывать клиентам целый комплекс услуг. Доходы таких предпринимателей зависят от степени их загрузки. За вычетом всех текущих трат они в среднем составляют 90-150 тыс. рублей.

Особенности карьерного роста

На первое рабочее место каменщик обычно приходит в должности стажера. Отработав от нескольких месяцев до года, он начинает самостоятельную деятельность. По мере набора опыта и оттачивания навыков квалификация сотрудника растет. Он может стать ведущим специалистом или мастером, взять стажера для обучения. Без высшего образования можно дорасти до прораба, бригадира. При наличии диплома ВУЗа перед сотрудником открываются еще и руководящие должности.

Заключение

Каменщик — это профессия для физически сильных, выносливых, терпеливых мужчин. Рабочий день такого сотрудника нередко осложняется дискомфортом, неблагоприятными погодными условиями. Но даже при таких обстоятельствах он обязан качественно выполнить свою работу, иначе его ошибки негативно скажутся на безопасности и привлекательности объекта.


Источник: profchoice.ru