Полезная информация

Борьба со стрессом на рабочем месте

Стресс — неотъемлемая часть жизни людей в любой стране. Он влияет на внутреннее чувство комфорта, взаимоотношения человека с семьей, друзьями, коллегами и незнакомыми людьми, а также на способность выполнять свои обязанности дома, на работе и в обществе. Если стресс избыточен, он вызывает физические и психологические симптомы, а если длится долго, может привести к потере трудоспособности и различным заболеваниям. Стресс изменяет отношение людей к окружающей действительности и их поведение, влияет на жизнь всей организации. 
 

СОСТАВЛЕНИЕ ПРОГРАММЫ БОРЬБЫ СО СТРЕССОМ


Эффективная программа борьбы со стрессом на рабочем месте содержит ряд взаимосвязанных элементов, действующих одновременно. Некоторые из них называются программами борьбы со стрессом, другие являются частью общего управления организацией, но предназначены для контролирования стресса. Некоторые элементы направлены на отдельных работников и группы; другие направлены в целом против факторов, вызывающих стресс на рабочем месте и затрудняющих работу организации как целостного организма. Эти стресс-факторы неизбежно влияют на деятельность отдельных работников или всего коллектива. Ниже мы приводим и анализируем элементы программы управления стрессом.


1. Управление симптомами стресса. Рассматриваются случаи, когда люди уже страдают от стресса. Эта “медицинская модель” пытается выявить людей с симптомами, вызванными стрессом, и убедить их добровольно обращаться за помощью на предприятии или к профессионалам, которые могут оценить их проблемы, диагностировать причины и предложить соответствующее лечение. Этим может заниматься служба охраны здоровья сотрудников, программа помощи сотрудникам или консультативная служба. Широкий спектр услуг включает индивидуальные беседы и обследования, “горячие линии” для экстремальных ситуаций, многопрофильные центры со штатом квалифицированных специалистов различных направлений. Специалисты в этих центрах могут работать на полную или неполную ставку или работать по контракту. Для работы с отдельными случаями на предприятие могут приглашаться специалисты. Некоторые подразделения рассматривают все проблемы, в то время как другие концентрируют внимание на таких конкретных синдромах, вызванных стрессом, как повышенное артериальное давление, боль в спине, алкоголизм, наркомания или семейные проблемы. Включение этих элементов в программы управления стрессом основаны на следующих положениях:

— Осознание того, что многие повторяющиеся или постоянные соматические жалобы (мышечная боль, боль в спине, головная боль, желудочно-кишечные расстройства и другие) вызываются стрессом. Вместо того, чтобы давать успокаивающие средства и советы, внимательный специалист или консультант поймет ситуацию и направит внимание на факторы, вызывающие стресс.

— Если выявлено в конкретном подразделении организации такие функциональные жалобы присутствуют у многих работников, нужно начать поиск стресс-факторов.

— Работа с людьми, которые были участниками или свидетелями таких ситуаций, как несчастный случай со смертельным исходом или насилие. 

— По возможности лучше приостановить исполнение сотрудником своих обязанностей или повлиять на его поведение, с тем, чтобы в дальнейшем снизить уровень стресса и восстановить нормальное самочувствие и работоспособность человека.

     

2. Снижение индивидуальной уязвимости. Наиболее общие элементы в программах управления стрессом те, которые помогают людям справиться со стрессом, снижая их уязвимость. Они включают серию семинаров и рабочих групп, дополненных аудиоматериалами или видеозаписями, брошюрами и другими публикациями, которые обучают сотрудников эффективно справляться со стрессом.

Они имеют следующие общие элементы:

— Тренинг по распознаванию признаков нарастающего стресса и вызывающих его факторов.

— Тренинг уверенности, дающий возможность сотрудникам становиться более динамичными, сталкиваясь со стрессом.

— Методы снижения стресса.

     

3. Межличностные отношения на рабочем месте. Организации начинают все больше осознавать стресс-факторы, обусловленные разнообразным составом трудового коллектива и межличностными проблемами, возникающими в коллективе. Предубеждение и фанатизм не остаются за воротами предприятия и часто усугубляются бестактным и дискриминационным поведением руководителей и супервайзеров. Религиозные и расовые предубеждения могут принимать форму домогательств или даже вызвать акты насилия. Если такие отношения преобладают, необходимо их корректировать, разработав детальный план действий, в том числе, дисциплинарные меры против виновников и меры по защите жертв, осмелившихся пожаловаться.

     
4. Управление факторами, вызывающими стресс на рабочем месте. Организация несет ответственность за снижение до минимума факторов, вызывающих стресс, которые могут оказывать неблагоприятное влияние на способность работника эффективно работать. Очень важно, чтобы супервайзеры и руководители всех уровней получили соответствующую подготовку и могли распознавать и эффективно решать проблемы сотрудников, неизбежные на рабочем месте.

5. Управление стрессом в рамках организации. Организация как единое целое подвержена стрессам, которые, если ими не управлять, проникают в среду сотрудников, мешая работе на всех уровнях. Это положение требует формулировки многообещающих, но достижимых целей и задач, касающихся раннего выявления и оценки потенциальных факторов, вызывающих стресс, и могущих нарушить планы, а также координации возможностей организации по решению данных вопросов и информирования сотрудников о результатах этой деятельности. Последнее особенно важно в периоды экономической напряженности, когда сотрудничество работников и оптимальная производительность особенно важны для замены в высшем звене управления, угрозы слияния и продажи компаний, закрытия или перемещения компаний и сокращения кадров.
     
6. Помощь в борьбе с личными факторами, вызывающими стресс. Хотя борьба с факторами, вызывающими стресс в семье и микрорайоне — это, в основном, личная проблема человека, работодатели приходят к выводу, что данные виды стресса неизбежно переносятся на рабочее место, что, в совокупности с другими стресс-факторами, может повлиять на благосостояние работников и поставить под угрозу их трудоспособность. Соответственно, работодатели считают целесообразным (а в некоторых случаях необходимыми) создавать программы, предназначенные для помощи работникам в управлении стресс-факторами такого рода. 


Программы борьбы со стрессом должны основываться на следующих основных принципах. Во-первых, необходимо помнить, что не существует границ, разделяющих стресс на рабочем месте, дома и в обществе. Каждый человек представляет уникальное сочетание всех факторов, которые не имеют четких границ. Это значит, что программа, несомненно, должна концентрироваться на проблемах, возникающих на рабочем месте, но вместе с тем признавать, что эти проблемы влияют на личную жизнь. Нельзя также упускать из виду проблемы, возникающие вне работы. Сама работа и поддержка сотрудников и руководства помогают в решении личных и семейных проблем. Потеря такой поддержки может привести к потере трудоспособности, например в период выхода на пенсию, даже если отказ от работы добровольный. Во-вторых, стресс передается другим людям. Он не влияет не только на конкретных людей, но на коллег по работе. Таким образом, борьба со стрессом может быть одновременно терапевтическим и профилактическим средством.



     

В-третьих, справиться со стрессом может только сам человек. Можно выявить работников, имеющих проблемы, и предложить им консультации, поддержку и обучение управлению стрессом, а при необходимости направить к квалифицированным врачам для более интенсивной и продолжительной терапии. Однако это требует согласия и участия самого человека, что в свою очередь зависит от структуры программы, ее статуса в организации, компетентности персонала, его репутации и доступности программы. Возможно, наиболее важным фактором успеха программы является строгое следование политике конфиденциальности относительно личной информации.
    
В-четвертых, контроль стресса на рабочем месте является в основном обязанностью руководителей. Программа должна основываться на политике организации, которая придает большое значение здоровью и благосостоянию сотрудников. И эта политика должна отражаться на повседневной деятельности через поведение руководителей и их отношениях с подчиненными на всех уровнях. В-пятых, участие работников в составлении, реализации программы и особенно в выявлении факторов, вызывающих стресс, является важной составной частью успеха программы. И, наконец, успешная программа борьбы со стрессом требует тонкого понимания сотрудников и среды, в которой они работают. Программа наиболее успешна в том случае, когда проблемы, связанные со стрессом, выявляются и разрешаются до того, как был причинен какой-либо ущерб человеку.
 

Основная задача профессиональной медицины и безопасности — защитить и укрепить здоровье, благосостояние и производительность как всего коллектива, так и каждого работника. Эту задачу нельзя выполнить без понимания природы стресса и механизмов его влияния на людей и организацию, а также без хорошо спланированной программы, которая смягчит его губительные эффекты и, что более важно, предупредит их.

 

Leon J. Warshaw

Энциклопедия по охране и безопасности труда МОТ; электронный ресурс: safework.ru.

Электробезопасность: присвоение 1-й группы по электробезопасности

1-ю группу по электробезопасности присваивают всем работникам, которые выполняют работы, при которых может возникнуть опасность поражения электрическим током, и которые не работают с электроустановсками. Для этого утвердается приказом перечень должностей и профессий, требующих присвоения персоналу I группы по электробезопасности.

Тем, кто работает с электроустановками, нужно присвоить 2-ю группу и выше. Это указано в пункте 1.4.4 Правил технической эксплуатации электроустановок потребителей, утвержденных приказом Минэнерго от 13.01.2003 № 6 (далее – ПТЭЭП).

На практике всем работникам нужно присваивать группу по электробезопасности, так как все работники так или иначе взаимодействуют с электричеством – работают за компьютерами, пользуются системами освещения и электророзетками.

Перечень должностей и профессий работников, которым присваивают 1-ю группу, составляет руководитель организации (п. 1.4.4 ПТЭЭП).


Возможна ли производственная травма на дистанционной работе?

     Будет ли считаться несчастным случаем на производстве травма, полученная дистанционным работником у себя дома (упал, сломал руку), учитывая, что работник по своему усмотрению определяет режим работы?
     
     Дистанционной работой является выполнение трудовой функции вне места нахождения работодателя, при условии использования для выполнения данной трудовой функции и осуществления взаимодействия между работодателем и работником по вопросам, связанным с ее выполнением, информационно-телекоммуникационных сетей общего пользования, в том числе сети Интернет (ч.1 ст.312.1 ТК РФ).
     
     На дистанционных работников распространяются требования трудового законодательства, в соответствии с которым дистанционный работник определяет время работы и отдыха самостоятельно по своему усмотрению, если иное не предусмотрено трудовым договором дистанционного работника.
     
     Принимая во внимание, что действие трудового законодательства при удаленной работе не прекращается, то обязанность работодателя обеспечить безопасность и условия труда, соответствующие государственным нормативным требованиям охраны труда, предусмотренная абз.4 ч.2 ст.22 Трудового кодекса РФ, с него не снимается.
     
     Несчастным случаем на производстве признается событие, в результате которого застрахованный получил увечье или иное повреждение здоровья при исполнении им обязанностей по трудовому договору как на территории страхователя, так и за ее пределами. Дистанционный работник является застрахованным лицом (абз.4 ст.3, абз.2 п.1 ст.5 Федерального закона N 125-ФЗ).
     
     Работодатель обязан обеспечить расследование и учет в установленном порядке несчастных случаев на производстве (ч.2 ст.212 ТК РФ).
     
     Расследованию в установленном порядке как несчастные случаи подлежат события, в результате которых пострадавшими были получены в том числе телесные повреждения (травмы), повлекшие за собой временную утрату ими трудоспособности, если указанные события произошли в течение рабочего времени на территории работодателя либо в ином месте выполнения работы, в том числе во время установленных перерывов, а также в течение времени, необходимого для приведения в порядок орудий производства и одежды, выполнения других предусмотренных правилами внутреннего трудового распорядка действий перед началом и после окончания работы, или при выполнении работы за пределами установленной для работника продолжительности рабочего времени, в выходные и нерабочие праздничные дни (ч.3 ст.227 ТК РФ).
     
     Законодательством не установлен особый порядок признания получения травмы несчастным случаем на производстве для работников, трудящихся дистанционно.
     

     Но считаем, что в рассматриваемой ситуации дистанционный работник является застрахованным лицом, он получил травму при исполнении трудовых обязанностей в своем месте выполнения работы. Так как он самостоятельно устанавливает себе режим рабочего времени и времени отдыха, то комиссия по расследованию несчастного случая может признать, что травму он получил в свое рабочее время.
     
     Таким образом, полученная дистанционным работником травма может быть квалифицирована как несчастный случай на производстве.
     
     

Как организовать рабочие места в офисе по новым санитарным правилам

До недавних пор требования к рабочим местам офисников содержал СанПиН 2.2.2/2.4.1340–03. В 2021 году эти санитарно-эпидемиологические правила и нормативы отменили. Теперь офисные компании должны руководствоваться общими для всех СП 2.2.3670–20. Учтите, эти санитарные правила содержат обязательные требования к условиям труда, организации технологических процессов и рабочих мест (письмо Роспотребнадзора от 15.04.2021 № 09-7636-2021-40).

Новые санитарные правила упростили, в них меньше требований. По факту работодателям разрешили во многом самостоятельно определять безопасные условия труда в офисе. Пользуйтесь этим правом осторожно, будьте готовы обосновать контролерам необходимость своих действий, подтвердить, что принятые меры улучшают положение работников и снижают производственные риски.

 

Что сделать, чтобы соответствовать новым требованиям

 

Проведите в компании ревизию локальных актов. Проследите, чтобы в документах не осталось ссылок на СанПиН 2.2.2/2.4.1340–03. Инспекторы могут придраться, если локальные акты будут указывать на недействующие документы.

Решите, как быть с перерывами на отдых для офисников. Новые правила не предлагают делать 10-минутные перерывы каждый час, значит, работодатель не обязан предоставлять их. Также нет обязанности сокращать рабочее время беременным и кормящим или переводить их на не связанную с компьютерами работу, это подтвердили в письме Минтруда от 25.02.2021 № 15–0/ООГ-471. Рекомендуем пока не торопиться исключать условия о перерывах из локальных актов: нормы могут изменить.

Не спешите отказываться от всех требований к параметрам рабочих мест. Каждого офисника, как и прежде, обеспечьте минимальной площадью рабочего места 4,5 кв. м. Объем помещения на одного работника рекомендуют рассчитывать не менее 15 кв. м (п. 249 СП 2.2.3670–20, п. 20.1 Методических рекомендаций Главного государственного санитарного врача от 17.05.2021 № МР 2.2.0244–21, далее — Рекомендации № МР 2.2.0244–21).

Больше не нужно соблюдать расстояния между соседними мониторами и столами, офисной техникой и ближайшей стеной. Компьютеры в офисе располагайте так, чтобы показатели освещенности не превышали гигиенические нормативы по таблице 5.52 СанПиН 1.2.3685–21. Параметры световой среды регулируйте при помощи жалюзи или аналогичных устройств (пп. 250, 251 СП 2.2.3670–20).

Сообщите коллегам из отдела закупок, что строгих требований к рабочим столам и креслам уже нет. К рабочим столам на местах для работы сидя условие только одно — достаточное пространство для ног. Высота пространства должна быть не менее 600 мм, глубина — не менее 450 мм на уровне колен и 600 мм на уровне стоп, ширина не менее 500 мм. К местам для работы стоя требование такое — оснащать их сиденьем-поддержкой (пп. 6.3, 6.4 СП 2.2.3670–20).

  

Важно

Условия труда беременных и кормящих теперь должны соответствовать допустимым условиям труда (п. 7.1 СП 2.2.3670–20)


Забудьте о регулируемых подставках для ног, они уже неактуальны. Подставки вместе с оптимальными параметрами микроклимата лишь рекомендуют кормящим и беременным работницам (пп. 7.1, 7.3 Рекомендаций № МР 2.2.0244–21).

Оптимальный микроклимат в офисе обеспечивайте температурой воздуха в помещениях: летом 23–25 °С, зимой — 22–24 °С. Если в офисе холоднее или теплее, показатели нужно привести в соответствие с таблицей 5.2 СанПиН 1.2.3685–21.

 

Как накажут, если не соблюдать требования


Компанию, которая игнорирует требования санитарных правил к рабочим местам, могут наказать два контрольных органа. Нарушителей штрафует Роспотребнадзор до 20 тыс. руб. (ч. 1 ст. 6.3 КоАП). Также есть риск получить штраф от ГИТ до 80 тыс. руб. (ч. 1 ст. 5.27.1 КоАП).

  

Пример. При проверке компании трудинспектор не нашел в кабинетах службы охраны труда, планово-экономического отдела, главбуха и юриста светильники местного освещения для зон, где располагались документы. Конструкция рабочих стульев в отделах проверки средств радиоэлектронных измерений, теплотехнических и физико-химических средств измерения также не соответствовали требованиям СанПиН 2.2.2/2.4.1340–03. Инспектор выдал предписание, но нарушения не устранили, за это судья оштрафовал работодателя на 50 тыс. руб.

Директор компании обжаловал штраф. Инспектор допустил формальную ошибку: не указал в предписании, на каких именно рабочих местах нарушили санитарные правила. Это избавило работодателя от претензий по СанПиН, но целиком наказание ему отменить не удалось (постановление Верховного суда от 01.02.2017 № 29-АД16-14).


Как сделать рабочие места удобными и эффективными

  

Обратите внимание

Чтобы снизить риск заболеваний, расставьте в помещениях рециркуляторы воздуха, а при входе в офис — санитайзеры с антисептиком


Требований к удобству и эффективности рабочего места в законе нет. Определяйте их самостоятельно с учетом результатов оценки профрисков.

Устраните главные раздражители. Чаще всего офисных работников раздражают телефонные звонки и разговоры коллег, неудачное расположение рабочего места и неудобная мебель, загромождение рабочего стола и кипы документов на нем, нестабильная работа оргтехники.

Сделайте схему, по которой расположите предметы, мебель и оргтехнику. Мебель подбирайте по характеру выполняемой работы, ведь если у сотрудника небольшой стол и много документации, он не сможет эффективно работать с ней. Поставьте мобильные перегородки между сотрудниками, работа которых сопряжена с частыми звонками и повышенным умственным напряжением. Так визуально отделите коллег друг от друга и позволите им концентрировать внимание на работе.

Оцените, насколько необходим каждый предмет, и решите: оставить его на рабочем месте, передать на хранение или же выбросить. Определите места хранения документов: бумаги, которые используют часто, лучше держать под рукой, остальные разместите в шкафах или за пределами рабочего места. На поиск нужной информации уходит много времени, поэтому маркируйте документы и места их хранения.

Составьте график уборки и пропишите в нем, кто и как часто проводит уборку поверхностей. Смотрите на примере, как это делают в нашей компании.

 

Образец графика уборки помещений

  

Развесьте в офисе плакаты о гимнастике для глаз и тела при работе за компьютером. Они помогут работникам снимать напряжение с органов зрения и мышц после статической нагрузки.

Перебои в работе оргтехники снижают производительность труда, работники, которые самостоятельно пытаются устранить поломку, рискуют получить травмы и окончательно испортить оборудование. Поэтому обеспечьте своевременный сервис по ремонту неисправной оргтехники.

Интересуйтесь мнением работников и представителей профкома, привлекайте их к мероприятиям по организации рабочих мест. Так сможете избежать споров и конфликтных ситуаций, учтете факторы, которые видны только работникам, смотивируете их и впредь участвовать в мероприятиях, чтобы улучшать условия труда.

 

 Скачать памятки:

Зрительная гимнастика для глаз

Гимнастика при работе за компьютером

 

Электробезопасность: присвоение I группы по электробезопасности

Как следует из письма Ростехнадзора от 16.05.2017 N 10-00-12/1251:

Персональный компьютер (ПЭВМ) не является электроустановкой, а относится к электрооборудованию.


Потребитель, эксплуатирующий электроустановки зданий, где установлено электрооборудование (ПЭВМ и др.), обязан проводить мероприятия по определению необходимости присвоения неэлектрическому персоналу группы I по электробезопасности.



Перечень должностей и профессий, требующих присвоения персоналу группы I по электробезопасности, определяется руководителем Потребителя (п.1.4.4 Правил технической эксплуатации электроустановок потребителей).


При отсутствии условий опасности поражения электрическим током на рабочем месте с ПЭВМ руководитель Потребителя может оформить организационно-распорядительным документом решение об отсутствии необходимости присвоения I группы по электробезопасности неэлектротехническому персоналу и составления соответствующего перечня должностей и профессий.


Присвоение группы I по электробезопасности неэлектротехническому персоналу:

  • проводится работником из числа электротехнического персонала организации с группой по электробезопасности не ниже III;
  • производится путем проведения инструктажа.


Допускается проведение инструктажа неэлектротехнического персонала организации с присвоением I группы по электробезопасности работником, имеющим III группу по электробезопасности, принятым на работу по совместительству.



Источник: ТЕХЭКСПЕРТ


   Письмо Ростехнадзора от 16.05.2017 N 10-00-12/1251

О присвоении I группы по электробезопасности

10-00-12-1251.pdf

Adobe Acrobat Document 23.2 KB  

Профессия менеджер: функции, особенности, обязанности, обучение

В деловой сфере профессия менеджера у всех на слуху, но при этом мало кто до конца понимает, в чем состоят функции этого работника и какими умениями он должен обладать. Профессионалы данного профиля очень востребованы, причем, спрос на них с каждым годом только растет. Вот только вопреки распространенному мнению, это не универсальное направление. Как утверждают работники в области профориентации, чтобы стать востребованным управленцем мало получить соответствующие знания. Надо еще и обладать определенным складом ума, типом характера и коммуникативными навыками.

Кто такой «менеджер»?

Менеджером называется наемный управляющий, который следит за производством, оборотом товаров или предоставлением услуг. Он управляет организацией или отделом, работает удаленно или непосредственно в офисе.

Менеджмент как направление подразумевает организацию рабочего процесса на всех его этапах или отдельных отрезках. Чем выше профессионализм работника и длиннее перечень навыков, тем шире могут быть его полномочия, больше зарплата и вероятность карьерного роста.

Функции и должностные обязанности управленцев

Чтобы понять, что это за профессия – представитель сферы менеджмента, рекомендуется изучить перечень требований, которые предъявляются к управленцу. Не так важно, про стратегический, административный или производственный менеджмент идет речь, работник обязан распределять функции между сотрудниками, предоставлять им алгоритмы выполнения задач и контролировать все процессы на предприятии.

Независимо от направления деятельности, в список должностных обязанностей профессионала входят такие пункты:


  • запуск, ведение и контроль работы организации с целью поддержания ее бесперебойного и результативного функционирования;
  • определение стратегических целей и составление планов по выполнению задач;
  • оценка степеней риска заключаемых договоренностей, соблюдение их пунктов;
  • анализ деятельности предприятия в кадровой сфере, оценка работы персонала, составление планов мотивации и поощрения сотрудников;
  • поддержка плодотворной связи с деловыми партнерами;
  • анализ рынка с целью выявления спроса на профильные товары или услуги;
  • привлечение сторонних экспертов к решению поставленных высшим руководством задач.


Профессия менеджера предусматривает работу в разных сферах, независимо от того, управляет он небольшим отделом или огромным предприятием. Главная цель этого специалиста – увеличение прибыли конкретной организации или снижение ее затрат.

Классификация представителей менеджмента

Описание профессии менеджера и перечень его должностных обязанностей во многом зависят от того, на каком уровне управления находится специалист. В направлении выделяют три международных ступени иерархии. На движение вверх по карьерной лестнице влияют: образование, наличие опыта и навыков, умение применить теоретические знания на практике.

Какие бывают менеджеры:


  • низшее звено. В категорию входят младшие начальники, у которых есть хотя бы один подчиненный. Для начала карьеры даже не требуется профильного образования. Яркий пример такого работника – мастер, администратор магазина или учреждения по предоставлению услуг, менеджер по продажам, заведующий кафедрой;
  • среднее звено. В этом случае без высшего образования не обойтись. Управление ведется на уровне отдела, цеха, факультета, одной из точек сети. Такой менеджер контролирует работу начальников низшего звена;
  • высшее звено. Это самая малочисленная категория. Даже на больших предприятиях такие управленцы представлены группой лишь из нескольких человек. Зачастую данные работники обладают дипломами в ряде сфер, многолетним опытом работы по конкретному профилю. Сюда входят директора предприятий, магазинов, образовательных и других социальных учреждений, производств.


Несмотря на схожие принципы работы управленцев во всех сферах, лучше изначально определиться с предпочтительной тематикой. Направление развития карьеры поможет установить профориентация. Путем тестов, разработанных психологами и статистиками, выявляют отрасли, которые наиболее интересны конкретному человеку.

Достоинства и недостатки работы в сфере менеджмента

Перед тем как отправиться учиться на менеджера, рекомендуется оценить плюсы и минусы профессии. Некоторые моменты можно рассматривать с двух сторон. Например, мобильность менеджера. Для одних частые командировки становятся приятным бонусом, для других – нежелательной спецификой работы.

Плюсы направления

Как и во многих других специальностях, в сфере менеджмента можно отлично зарабатывать. При этом перспективы карьерного роста практически безграничны. Даже управленцам высшего звена зачастую есть, куда расти, при условии наличия нужных навыков. Менеджеры постоянно общаются с людьми, что позволяет им быстро обзаводиться полезными связями и при желании менять сферу деятельности. Еще одно достоинство такого выбора – востребованность квалифицированных сотрудников. Опытный и амбициозный управленец всегда найдет себе хорошее место.

Минусы профессиональной сферы

Есть в профессии менеджера и негативные моменты. Во-первых, уровень конкуренции в данной сфере постоянно растет. Это требует от сотрудников полной отдачи, постоянного развития, работы над улучшением навыков. Во-вторых, менеджерам необходимо быть готовым к работе в условиях стресса. Именно на них лежит ответственность принятия решений, они отвечают за полученный результат. Доходы у большинства менеджеров на начальном этапе их карьеры невысокие. Зато их рост полностью зависит от самого специалиста.

Еще один важный момент – для работы в менеджменте надо обладать особым складом характера, или же посещать различные тренинги для развития необходимых качеств. Характеристика человека, который рассчитывает на успех в качестве менеджера, выглядит примерно так. Это яркая и знающая себе цену личность с повадками лидера и умением управлять людьми. Дополнительными плюсами менеджера считаются коммуникабельность, аналитический склад ума, внимательность, хорошая память.

Как стать менеджером?

Обучение по направлению «менеджмент» сегодня проводится не только в больших профильных учреждениях, но даже региональных обучающих организациях.

Какие предметы нужно сдавать, чтобы поступить в вуз менеджмента, зависит от специфики направления. Сегодня менеджеров готовят как гуманитарные, так и технические факультеты. Во втором случае, помимо хороших знаний по русскому языку, математике и обществознанию могут понадобиться высокие оценки по физике или химии. На международный менеджмент требуется дополнительно пройти испытания по иностранным языкам.

На выходе из учебного заведения квалифицированный менеджер должен знать:


  • основы права в области регулирования коммерческой и предпринимательской деятельности;
  • стратегию ведения бизнеса и рыночную экономику;
  • специфику работы с персоналом;
  • технологии и правила ведения маркетинговых исследований, рекламных кампаний;
  • основы налогообложения, документооборота, делопроизводства, администрирования;
  • принципы составления бизнес-планов, коммерческих и юридических соглашений;
  • этику делового общения, положения охраны труда;
  • основы логистики и государственной сертификации.


Дополнительным плюсом для менеджера считаются знания, полученные на курсах по социологии, психологии, кадровому делу, основам рекламы и маркетинга. Современному менеджеру желательно владеть хотя бы одним иностранным языком на приличном уровне. У человека, который постоянно общается с людьми, должны быть правильная речь и высокий уровень грамотности.


Источник: profchoice.ru

Профессия водитель: особенности, требования, обучение, плюсы и минусы

Официально профессия водителя называется шофер, но этот термин все реже используют в базах вакансий, документах, быту. Эта специальность одна из немногих, для получения которой не надо обучаться в высшем или среднем специальном учебном заведении. Достаточно освоить теорию управления нужным транспортным средством, приобрести практические навыки, получить подтверждающий все это документ. Наличие у водителя дополнительных знаний, например, по техническому обслуживанию ТС, его ремонту, позволяет рассчитывать на более высокую зарплату.

Особенности профессии

Мнение эксперта

Екатерина Колоколова:

«Водитель — это работник, который управляет транспортным средством. Оно может быть грузовым или пассажирским, относиться к категории техники специального назначения. Сегодня водители нередко совмещают основной вид деятельности с дополнительным. В зависимости от сферы деятельности они выполняют обязанности курьера, охранника, экспедитора, грузчика и т.д. Для трудоустройства по профилю достаточно прав соответствующей категории, наличия навыков, отвечающих специализации.»

В зависимости от особенностей должности обязанности водителя могут быть следующими:


  • доставка пассажиров/груза и точки «А» в точку «Б» или следование по определенному маршруту;
  • несение ответственности за исправность транспортного средства и его готовность к эксплуатации;
  • соблюдение правил перевозки людей, животных, грузов;
  • заполнение отчетной документации;
  • регулярное проведение ТО транспортного средства, своевременное реагирование на неисправности, проверка наличия топлива и масла, мойка;
  • решение текущих задач, связанных с перевозкой, в соответствии со служебной инструкцией;
  • соблюдение правил ПДД, следование установленному законом алгоритму поведения в случае ДТП.


Водитель может трудиться в государственной или частной компании, на промышленном предприятии, быть самозанятым гражданином.

При наличии навыков представитель профессии может подключаться к работе отдела логистики, управлять кадрами, взаимодействовать с разными видами ПО.

Водитель – это профессия, не предполагающая карьерного роста. Но имея большой стаж работы, рекомендации и обладая определёнными личностными качествами можно устроиться на хорошо оплачиваемую должность.

Важные качества

Водитель — это профессия для ответственных и устойчивых к стрессу людей. Ее представитель должен обладать отличной реакцией, быть готовым к любым неожиданностям. Также ему потребуется способность сохранять концентрацию внимания в течение длительного времени, не теряя ее при монотонной работе. Дополнительными плюсами станут коммуникабельность, эмоциональная стабильность. Еще шоферу пригодятся хорошая визуальная память, умение ориентироваться на местности, быстро принимать решения.

Основные требования к профессии

Перечень требований к водителю прописывается в должностной инструкции и обусловлен особенностями его должности. В базовый список входят навыки управления конкретным видом транспортного средства, познания в области его обслуживания и ремонта. Также шофер обязан знать ПДД, правила организации перевозки грузов и пассажиров. Сегодня все чаще от претендентов на должность требуется наличие знаний по электронике и электротехнике.

Водитель обязан иметь крепкое здоровье, если он планирует работать шофером. У него не должно быть заболеваний, которые повышают риск аварии или могут сказаться на качестве выполнения им своих обязанностей. Претендент обязан доказать, что он не состоит на учете у психиатра или в наркологическом диспансере по причине каких-либо зависимостей.

Плюсы и минусы

В профессии водителя есть масса положительных моментов:


  • не нужно получать высшее или даже среднее специальное образование, а достаточно пройти курсы продолжительностью в несколько месяцев;
  • умение водить машину активно используется работниками и в обычной жизни;
  • на рынке вакансий всегда масса предложений для водителей;
  • можно работать на себя, а при удачном стечении обстоятельств даже превратить свое дело в бизнес;
  • некоторые шоферы много путешествуют по стране и даже посещают зарубежные страны.


Но, несмотря на положительные моменты профессии, в ней есть еще и определенные недостатки:


  • Главный минус в том, что водитель всегда несет ответственность за свои действия. Он отвечает за груз или пассажиров, скорость работы, ситуацию на дороге.
  • Некоторые представители профессии попадают в группу риска из-за особенностей своей должности (дальнобойщики, таксисты, охранники). Шофер вынужден основную часть рабочего дня сидеть, что в сочетании с вибрацией негативно сказывается на его здоровье.
  • Среди профессиональных болезней водителей называют вибрационную, патологии ОДС, ожирение.
  • Многим из них приходится работать в не самых комфортных условиях, нередко по неудобному графику.


Водитель автомобиля – одна из наиболее массовых профессий в мире. Нет ни одной отрасли экономики, где бы ни работал водитель.

Обучение

Любой человек, имеющий водительское удостоверение нужной категории, имеет право претендовать на должность водителя. Это направление не требует наличия высшего или среднего специального образования. Достаточно пройти курсы в автошколе, успешно сдать теорию и практический экзамен. На многих предприятиях организуется внутреннее обучение водителей. Чаще всего это делается для подготовки шоферов, которые будут управлять спецтехникой.

Для претендентов на должность, которые настроены на карьерный рост, больше подойдет вариант с получением образования. В ВУЗе можно отучиться на факультете «Наземные транспортно-технологические средства», а в колледжах есть направление «Организация перевозок и управление на транспорте».

Зарплата водителя

В регионах заработная плата водителей составляет от 25-30 тыс. рублей. В крупных городах эта зарплата соответствует уровню новичков без опыта работы. При наличии стажа этот показатель может вырасти в 2-3 раза. Шофер, таксист, водитель-курьер или экспедитор с опытом может получать 80-100 тыс. рублей. Представители профессии, имеющие дело со специальной техникой, зарабатывают от 70-80 тыс., независимо от опыта. Доходы таксистов, которые обходятся без работодателей, составляют около 30 тыс. рублей в месяц в регионах, 40-60 тыс. рублей в областных центрах, достигают 100 тыс. рублей в Москве.

Перспективы и карьера

В большинстве случаев профессия водителя не подразумевает карьерного роста. По мере набора опыта и стажа, а также при условии наличия дополнительных навыков сотрудник может сменить место на более выгодное. Перспективная карьера возможна только при наличии высшего образования по профилю или в области управления. Шоферы с предпринимательской жилкой часто организуют собственный бизнес (перевозки грузов или пассажиров, курьерские службы и т.д.).

Заключение

У профессии водителя много плюсов. Главное, умение водить машину позволит всегда найти место и хорошо заработать. Но, выбирая это направление, стоит учесть и негативные моменты: высокий уровень ответственности, риски для здоровья, однообразие и монотонность рабочих дней.


Источник: profchoice.ru

Профессия каменщик: обязанности, требования, карьера, плюсы и минусы

Эксперты считают, что даже на фоне технического прогресса и повсеместной автоматизации такая профессия, как каменщик, еще надолго сохранит свою актуальность. Направление выделяется на фоне множества смежных рабочих специализаций. Опытные сотрудники этого профиля востребованы, их труд хорошо оплачивается. У них есть масса возможностей для дополнительного заработка, а многие без труда начинают собственный успешный бизнес. Хоть должность и не подразумевает карьерного роста, она считается одной из самых престижных и перспективных в строительстве.

Кто такой каменщик?

Каменщиком называют рабочего строительного профиля. Он выполняет кладку кирпича, а также проводит иные работы, направленные на возведение и ремонт разных конструкций. При этом он использует преимущественно природный или искусственный камень, дерево.

За тысячелетия существования профессии ее описание не поменялось, но сегодня каменщики располагают более широким арсеналом рабочих приспособлений. Теперь в их распоряжении функциональная техника, более совершенные строительные материалы. Несмотря на это, многое зависит от мастерства представителя профессии, поэтому к нему выдвигают строгие требования.

Для получения профессии нужно отучиться по профилю в среднем специальном учебном заведении. Также можно получить нужные навыки непосредственно на строительном объекте, работая под контролем опытного профессионала. Для эффективного и качественного выполнения обязанностей каменщик должен знать виды строительных материалов, их свойства, особенности обработки. Он обязан владеть всеми методами кладки, навыками обращения с инструментами. Еще специалисту необходимо разбираться в особенностях растворов для кладки, правильно оценивать их соответствие материалу.

Каменщик — это рабочий, без которого не обойтись в ремонтно-строительных фирмах и реставрационных мастерских.

Какими личными качествами должен обладать каменщик?

По этой специальности проще всего работать спокойным людям, готовым к монотонному труду. Незатейливое на первый взгляд занятие на самом деле требует терпения, внимательности, умения четко распределять силы. Также претенденту на должность потребуются отличная физическая подготовка, хорошая координация, развитая мелкая моторика рук.

Мастер должен быть аккуратным и ответственным, что позволит свести к минимуму количество изъянов в его работе. Также ему потребуются умение мыслить технически, отличный глазомер и четкое восприятие пространства, ловкость движений. Рабочие обычно трудятся в команде, поэтому не лишними будут коммуникабельность, умение договариваться и улаживать конфликты.

Трудовые обязанности

Базовый перечень обязанностей каменщика:


  • заливка фундамента;
  • кладка арок, стен, сводов, колонн и других элементов;
  • проведение ремонтных и строительных работ в соответствии с проектными требованиями;
  • обеспечение и контроль однородности, наполненности, ровности швов;
  • оказание помощи в установке дверных и оконных коробок;
  • формирование изгибов стен и углов с применением цельного кирпича и его частей;
  • приготовление растворов, контроль их качества;
  • участие в монтаже перекрытий, железобетонных плит.


Конкретный список действий сотрудника зависит от уровня его квалификации, поставленного задания. Новички преимущественно готовят растворы и другие материалы, опытные сотрудники выполняют кладку с применением ручного инструмента. Бригадиры контролируют действия подчиненных, следят за качеством эксплуатации аппаратуры.

Преимущества профессии каменщик


  • Строительство ведется повсеместно, поэтому представители специальности без труда найдут себе работу.
  • Каменщики нужны не только в крупных городах, но и регионах.
  • За свой труд они получают хорошее вознаграждение.
  • При этом многие мастера нередко подрабатывают или запускают собственный бизнес.
  • В последнем случае рабочие еще и могут самостоятельно планировать свой график, выбирать наиболее интересные, прибыльные проекты.
  • В направлении предусмотрен определенный карьерный рост.
  • Для начала трудовой деятельности достаточно получить среднее специальное образование или отучиться под руководством опытного мастера.
  • Работа подразумевает физические нагрузки. При их правильном распределении такая особенность положительно сказывается на здоровье сотрудника.


Недостатки профессии каменщик

Минусы у направления тоже есть:


  • на старте карьеры заработная плата нередко не соответствует уровню затраченных на работу усилий;
  • сотрудникам приходится трудиться при неблагоприятных погодных условиях, даже на высоте;
  • строители вынуждены дышать пылью, что может привести к развитию заболеваний дыхательной системы;
  • на плохо оборудованных объектах каменщикам приходится носить тяжести, сталкиваться с чрезмерными физическими нагрузками. Это грозит серьезными проблемами со здоровьем (грыжи, болезни суставов и позвоночника);
  • работа каменщика нередко сопровождается шумом, риском получения травм;
  • мастера часто ищут подработку, соглашаясь на нее неофициально, в результате чего их обманывают недобросовестные работодатели;
  • в профессии ярко выражена сезонность, из-за чего у сотрудников могут возникать перебои с заказами, выплатами зарплаты.
  • Направление противопоказано лицам с заболеваниями органов дыхания, сердца, сосудов, склонностью к аллергии. Эффективность работы каменщиков повышается, когда они работают в паре, а хорошего напарника не всегда просто найти.


В обязательном порядке каменщик должен знать и беспрекословно соблюдать правила ТБ. Ведь в ряде случаев работы ведутся на высоте, и возникает риск травматизма.

Где можно получить профессию каменщик?

Отличные специалисты получаются из работников, которые все необходимые навыки получали непосредственно на строительном объекте. Порой достаточно найти опытного наставника, чтобы вырасти в самостоятельного мастера. Еще карьеру можно начать с получения профессионального образования в колледже или техникуме по одному из строительных направлений: «Каменщик», «Мастер общестроительных работ».

Сотрудникам, настроенным на серьезный карьерный рост, стоит подумать о последующем получении высшего образования. Диплом строительного или архитектурного университета позволит работнику претендовать на руководящую должность.

Зарплата каменщика

На начальном этапе представители профессии получают 20-30 тыс. рублей. По мере набора опыта зарплата повышается. В регионах она в среднем достигает 35-50 тыс. рублей. В крупных городах таким сотрудникам готовы платить 50-60 тыс. рублей. Мастера и бригадиры получают около 70-80 тыс. рублей. Многие обладатели такой специализации подрабатывают, увеличивая свой доход еще на 30-50%.

Собственный бизнес

После 5-10 лет работы и подработки каменщики высокого класса набирают серьезную клиентскую базу, что позволяет им начать работать на себя. Одни берут напарника или даже работают сами, приобретают нужный инструмент и начинают брать заказы строго по своему профилю. Другие набирают целые строительные бригады, что позволяет им оказывать клиентам целый комплекс услуг. Доходы таких предпринимателей зависят от степени их загрузки. За вычетом всех текущих трат они в среднем составляют 90-150 тыс. рублей.

Особенности карьерного роста

На первое рабочее место каменщик обычно приходит в должности стажера. Отработав от нескольких месяцев до года, он начинает самостоятельную деятельность. По мере набора опыта и оттачивания навыков квалификация сотрудника растет. Он может стать ведущим специалистом или мастером, взять стажера для обучения. Без высшего образования можно дорасти до прораба, бригадира. При наличии диплома ВУЗа перед сотрудником открываются еще и руководящие должности.

Заключение

Каменщик — это профессия для физически сильных, выносливых, терпеливых мужчин. Рабочий день такого сотрудника нередко осложняется дискомфортом, неблагоприятными погодными условиями. Но даже при таких обстоятельствах он обязан качественно выполнить свою работу, иначе его ошибки негативно скажутся на безопасности и привлекательности объекта.


Источник: profchoice.ru

Профессия электромонтер: особенности, обязанности, плюсы и минусы

Электромонтер — это специалист, который отвечает за прокладку, обслуживание и ремонт электросетей. Данная профессия за время существования претерпела ряд изменений. Электротехник должен знать большой объем информации, касающейся особенностей функционирования сетей электропередач и сопутствующего оборудования. Однако специализированное образование требуется не всем представителям данной профессии.

Профессия инженер-электрик

Профессия инженер-электрик подходит для людей с хорошей памятью и наличием логического мышления. Обусловлено это тем, что такая специальность требует обязательного обучения безопасности труда, а также изучения норм и законов, которые непосредственно относятся к данной сфере деятельности.

Мнение эксперта

Екатерина Колоколова:

«Электромонтеры ежедневно сталкиваются с повышенной опасностью, так как работать приходится с высоким напряжением. От квалификации и внимательности инженера зависят жизни людей. Поэтому представители этой профессии проходят обязательное обучение, в рамках которого им преподают специализированные знания и прививают соответствующие навыки. От последнего зависит уровень допуска и заработной платы.»

Разница между электриком и инженером-электриком

Разница между этими профессиями заключается в зоне ответственности. Электрики (электромонтеры) обладают знаниями и умениями, необходимыми для монтажа, обслуживания и ремонта электрооборудования и сетей. Представители этой профессии занимаются установкой и восстановлением бытовых приборов.

Под электромонтерами принято понимать лиц, допущенных к работам с низко- и высоковольтным оборудованием, в том числе и на высоте. Но на практике оба направления равнозначны между собой.

Однако для обслуживания и ремонта высоковольтных сетей потребуется не только уметь работать с соответствующим оборудованием, но и получить необходимый разряд и допуск.

Инженер-электрик занимается проектированием и расчетом энергосистем и устройств. В частности, в обязанности входит разработка технической документации и контроль над выполнением работ по монтажу оборудования и электросистем.

Электромонтер — специалист по монтажу, ремонту и техобслуживанию электрооборудования и электроцепей.

Описание профессии электрик

Электрики требуются на больших и малых предприятиях, для обслуживания частных домов. Инженеры должны соответствовать следующим требованиям:


  • внимательность;
  • способность запоминать большой объем информации;
  • аккуратность;
  • повышенная ответственность.


Из-за описанных требований работать электромонтером не могут люди с заболеваниями сердечно-сосудистой системы и опорно-двигательного аппарата. Также до электрооборудования не допускаются лица с неустойчивой психикой и наличием пристрастия к алкоголю либо наркотикам.

Обязанности инженера-электрика

Спектр обязанностей определяется уровнем допуска и присвоенным разрядом. В сферу деятельности представителей данной профессии входит:


  • проектирование и прокладка электросетей с последующим подключением зданий;
  • монтаж оборудования и кабелей, в том числе и в труднодоступных зонах;
  • ремонт линий электропередач;
  • тестирование и ввод в эксплуатацию электрооборудования;
  • монтаж электропроводки внутри зданий.


В область обязанностей входит обучение начинающих монтажников правилам и особенностям работы с электросетями и сопутствующим оборудованием, а также правилам безопасности по работе с электроприборами и методам оказания первой помощи в случае удара током.

Помимо указанных обязанностей, в область ответственности представителя этой профессии входят задачи, тип которых меняется в зависимости от места трудоустройства.

Квалификация

Должностные обязанности и уровень допуска зависят от разряда (квалификации):


  • Второй. Присваивается лицам, получившим необходимые знания в данной области и имеющим первичные функциональные навыки по работе с электротехническим оборудованием. Электромонтеры второго разряда выполняют роль подсобного сотрудника на участках, к которым не предъявляются специализированные требования по части безопасности.
  • Третий. Электромонтеры с таким допуском вправе выполнять некоторые виды электротехнических работ, но под присмотром специалиста более высокого разряда.
  • Четвертый. Доступ открывается к основным типам обязанностей, предусмотренных в отношении инженеров-электриков.
  • Пятый. Помимо тех обязанностей, что указаны ранее, инженеры-электрики с таким разрядом вправе руководить работниками с меньшей квалификацией.
  • Шестой. Электрики с такой квалификацией вправе проводить работы с электросетями под напряжением свыше 15 кВ.


Для получения очередного разряда и увеличения уровня зарплаты требуются как профессиональное образование, так и специфические навыки, и необходимый опыт. Аналогичное деление предусматривается и для групп по энергобезопасности. Градация в данном случае проводится с учетом уровня знаний соответствующих нормативов, которые определяют правила работы с электрическими устройствами, и обслуживания последних.

Деятельность электромонтёров связана с постоянным риском во время работы, требует внимательности и знания способов защиты от поражения электрическим током.

Преимущества и недостатки

Преимущества специальности инженер-электрик, следующие:


  • уровень заработка зависит от квалификации и способностей электрика;
  • можно совмещать работу на двух и более предприятиях;
  • востребованность профессии.


Недостатки специальности инженер-электрик, следующие:


  • Основной недостаток профессии заключается в повышенной опасности, с которой инженеры-электрики сталкиваются ежедневно.
  • Второй минус — необходимость работать на высоте.


Где учиться на инженера-электротехника?

Получить практические знания и навыки профессии инженера-электротехника можно:


  • На ускоренных курсах. Уровень образования в этом случае помогает получить начальный разряд электрика.
  • В техучилище (колледже). Получаемый здесь уровень образования со временем помогает достигнуть последнего (пятого) разряда.
  • В ВУЗе. Высшее образование открывает доступ до руководящих постов и предоставляет возможность заниматься проектированием электросетей.


Также инженерам-электрикам для повышения квалификации рекомендуют посещать специализированные курсы, по окончании которых могут присвоить следующий разряд.

Карьера

Область применения знаний электромонтера не ограничена компаниями, занимающимися обслуживанием электросетей. Данная профессия востребована в различных областях, в том числе и там, где не требуется наличие навыков по работе с высоковольтным оборудованием.

Заключение

Электротехники работают как в профильных областях, так и в сферах, которые опосредовано связаны с электроэнергией. Такое наименование профессии обусловлено тем, что инженеры способны заниматься как монтажом, так и проектированием электросетей. Размер заработной платы электромонтеров зависит от уровня квалификации и области, в которой те применяют полученные знания.


Источник: profchoice.ru

Бесплатные ресурсы для самостоятельного обучения онлайн

Информационные технологии и программирование

  • Academy.yandex.ru — Яндекс — найдется все! Помимо возможности записаться в одну из школ Академия Яндекса, на сайте доступен архив записей некоторых докладов.
  • Cybermarketing.ru — Профессиональное обучение интернет-маркетингу.
  • Code.org — Каждый должен иметь возможность изучать компьютерную науку наравне с общепринятыми дисциплинами.
  • Geekbrains.ru — Хочешь научиться программированию? Десятки бесплатных материалов доступны на Geekbrains.
  • Hexlet.io — Как стать программистом? Для начала перейти на данный ресурс.
  • Htmlacademy.ru — Интерактивные курсы и интенсивы для будущих гуру в IT.
  • Lendwings.com — Неплохая подборка курсов, в том числе бесплатных.
  • Loftblog.ru — Портал видеоуроков по веб-разработке.
  • Mail.ru — “Погребок” аккуратно собранных и замаринованных видео-лекций от профессионалов Mail.ru и ведущих IT-разработчиков, которые вы можете “достать и открыть” в удобное для вас время и попробовать на вкус.
  • Microsoft.com — Подборка курсов от виртуальной академии Майкрософт.
  • Techdays.ru — Видеопортал по разработке и современным технологиям.
  • Topexpert.pro — SEO, SEM, Интернет-маркетинг.

Иностранные языки

  • 16polyglot.ru — Англисйкий (и другие) язык за 16 часов! Конечно, это не совсем правда, но для поездки или начала изучения самое то.
  • Abaenglish.com — Бесплатные видео-уроки английской грамматики, фильмы и многое другое.
  • Busuu.com — Сайт и приложение. Обучайся вместе с 60 миллионами пользователей со всего мира. Отправляй упражнения на проверку реальным людям и сам помогай другим.
  • Duolingo.com — Сайт и приложение: учите языки в игровой форме.
  • Lang-8.com — Социальная сеть для изучения другого языка. Пиши тексты, отправляй их на проверку другим ученикам. Проверяй работы на своем родном языке.
  • Lingualeo.com — Персонализированный онлайн-сервис, помогающий учить английский язык эффективно. Сайт и приложение.
  • Lingvist.io — Азы английского или французского языков обещают донести за 200 часов, проверим?
  • Lingust.ru — Еще один сайт с подборками материалов для изучения языка.
  • List-english.ru — Подборка бесплатных материалов по английскому языку для начинающих.
  • Ororo.tv — Смотрите фильмы и сериалы с субтитрами, в любой момент наводите мышь на неизвестное слово — фильм остановится, а вам покажут перевод и прочую полезную информацию.
  • Real-english.ru — Английский без дураков — “Курс молодого бойца”.

Наука и образование

  • 4brain.ru — Развивайте память, считайте в уме, осваивайте ораторское мастерство. arzamas.academy/courses Некоммерческий просветительский проект, посвященный гуманитарному знанию.
  • Coursera.org — Знания тысяч экспертов из ведущих университетов мира собраны специально для вас на одной площадке.
  • Coursmos.com — Курсы по различным темам всегда с вами. В любом месте, с любого устройства.
  • Ifmo.ru — Курсы от ИТМО. IT'sMOre than a UNIVERSITY.
  • Gaidaruniversity.ru — Открытый университет Егора Гайдара. Лекции по экономическим и социальным дисциплинам.
  • Khanacademy.org — Академия Хана (Khan Academy) продвигает идеи бесплатного и качественного образования для всех.
  • Lektorium.tv — Просветительский проект Лекториум. Вас ждут специально подготовленные ведущими вузами страны онлайн курсы. Темы найдутся для всех: старшеклассников, студентов и специалистов.
  • Lectoriy.mipt.ru — Лекторий. Видеолекции и открытые образовательные материалы Физтеха.
  • Nkj.ru — Видеоподборка журнала “Наука и жизнь”.
  • Openedu.ru — Открытое образование. Платформа позволяет изучать базовые дисциплины бакалавриата российских университетов через онлайн-курсы. Среди партнеров-организаторов МГУ, СПбГУ, СПбПУ, НИУ «ВШЭ», МФТИ, ИТМО.
  • Postnauka.ru — Короткие видеолекции, монологи ученых по теме их исследований. Научные теории, понятия, идеи и факты.
  • Pushkininstitute.ru — Образование на русском. Проект Государственного института русского языка им А.С.Пушкина.
  • Theoryandpractice.ru — Теории и практики- место в сети для обмена знаниями.
  • Totaldict.ru — Онлайн подготовка к “Тотальному диктанту”.
  • Academia — Проект Academia телеканала Культура. ТВ-проект, каждая серия которого — это самостоятельная лекция по одной из фундаментальных наук.
  • Tvkultura.ru — Телеканал Культура, подборка видеоматериалов образовательной тематики.
  • Universarium.org — Универсариум — открытая система электронного образования. Бесплатные образовательные программы от лучших университетов России.
  • Univertv.ru — Открытый образовательный видеопортал УниверТВ. Коллекция видеофильмов, записей лекций ведущих российских и зарубежных ВУЗов.
  • Uchinovoe.ru — Учи новое! Не школьные предметы для школьников.
  • Universiality.com — Технологии, личностный рост, творчество, дизайн, музыка.
  • Upstudy.pro — Молодой агрегатор различных курсов, в основном офлайн, но начали появляться и онлайн. Иногда можно поймать интересные бесплатные онлайн мероприятия от экспертов различных сфер.
  • Vnimanietv.ru — Коллекция материалов по итогам первой в России национальной премии «Внимание» в области образовательное видео.

Бизнес и карьера

  • Businesslearning.ru — Бесплатное повышение квалификации в сфере предпринимательской деятельности.
  • Dasreda.ru — Электронные знания школы бизнеса Деловая среда (Сбербанк).
  • Eduson.tv — Продажи, менеджмент, личная эффективность. Все здесь!
  • Hse.ru — Видеоматериалы бизнес-инкубатора НИУ ВШЭ
  • Intuit.ru — Знания — ваш ключ к новой работе и более высокому посту в компании.
  • Uniweb.ru — Повышайте свои компетенции без отрыва от работы.
  • Skolkovo school — Ютуб канал Московской школы менеджмента Сколково.