Работодатели, профсоюзы и кабмин подписали новое генеральное соглашение
Определены принципы регулирования социально-трудовых и связанных с ними экономических отношений на федеральном уровне в 2024-2026 годах, а также совместные действия сторон по их реализации.
(Генеральное соглашение между общероссийскими объединениями профсоюзов, общероссийскими объединениями работодателей и Правительством РФ на 2024-2026 гг. от 15 мая 2024 г.) (https://base.garant.ru/409023504/). Документ опубликован в «Российская газета, 15 мая 2024 г. № 103».
В сфере охраны труда, промышленной и экологической безопасности приняты следующие обязательства:
- Обеспечить принятие новых и пересмотр действующих норм и правил в сфере охраны труда с учётом современного уровня технологического развития на основе научных исследований, статистических данных и анализа причин производственного травматизма, профессиональной заболеваемости, а также современных технологий в области охраны труда;
- Обеспечить реализацию программных мероприятий в области охраны труда в целях усиления профилактики производственного травматизма и профессиональной заболеваемости, популяризации передовых технологий и достижений в области охраны труда;
- Обеспечить совершенствование законодательства в сфере контрольно-надзорной деятельности по охране труда в части систематизации, оптимизации количества и актуализации обязательных требований в сфере охраны труда, гармонизации их с международными нормами;
- Совершенствовать порядок обеспечения работников средствами индивидуальной защиты на основе анализа практики реализации единых типовых норм обеспечения работников средствами индивидуальной защиты и систем управления профессиональными рисками;
- Обеспечивать развитие и повышение эффективности законодательных и экономических механизмов мотивации работодателя к улучшению условий труда, предупреждению производственного травматизма и профессиональных заболеваний, особенно связанных с выполнением работ повышенной опасности, не ущемляя при этом права и не увеличивая экономическую нагрузку на работника и работодателя;
- Совершенствовать законодательные механизмы в части обеспечения объективного учёта и регистрации несчастных случаев на производстве как важного элемента для формирования необходимых мер по обеспечению здоровых и безопасных условий труда;
- Совершенствовать трудовое законодательство в целях обеспечения эффективной реализации полномочий федеральной инспекции труда по принятию мер к устранению выявленных нарушений при проведении расследования несчастных случаев государственным инспектором труда самостоятельно, а также в случаях участия в расследовании несчастных случаев;
- Содействовать осуществлению эффективного государственного контроля (надзора) при получении сведений о причинении вреда (ущерба) или об угрозе причинения вреда (ущерба) охраняемым законом ценностям, в том числе при получении информации о произошедшем несчастном случае со смертельным исходом, тяжёлом и групповом несчастном случае;
- Обеспечить совершенствование системы и методов проведения предварительных и периодических медицинских осмотров (обследований), психиатрических освидетельствований работников, занятых на работах с вредными и (или) опасными условиями труда, в соответствии с современным международным опытом и принципами доказательной медицины, с использованием современных технических средств и технологий;
- Провести работу по совершенствованию рационов лечебно-профилактического питания;
- Совершенствовать на основе анализа правоприменения и лучших отечественных и международных практик правила обучения по охране труда и проверки знания требований охраны труда у работников в целях установления оптимальных для получения достаточных знаний и устойчивых навыков безопасного труда программ, продолжительности и периодичности обучения работников, а также форм и методов обучения и проверки знаний;
- Содействовать процессу развития корпоративных систем медицины труда в целях снижения уровня заболеваемости, обеспечения комфортных и безопасных условий труда;
- Проводить работу по совершенствованию инструментов выявления опасностей и оценки профессиональных рисков на основе лучших отечественных и международных практик;
- Продолжить работу по формированию нормативной правовой базы по формированию групп риска развития профессиональных заболеваний на основе результатов проведения медицинских осмотров работников и использования их для оздоровления работников;
- Содействовать разработке и реализации государственных программ субъектов Российской Федерации по улучшению условий и охраны труда в субъектах Российской Федерации;
- Совершенствовать процедуры оценки условий труда в целях выявления вредных или опасных производственных факторов, влияющих на здоровье человека в процессе трудовой деятельности;
- Обеспечить проведение мониторинга применения законодательства о специальной оценке условий труда в целях совершенствования ее нормативной базы;
- Содействовать организации работы комитетов (комиссий) по охране труда на предприятиях на паритетной основе сторон социального партнерства;
- Содействовать повышению вовлечённости уполномоченных по охране труда профсоюзов и представителей трудовых коллективов в работе по улучшению условий труда и снижению уровня профессиональных рисков;
- Обеспечить актуализацию требований промышленной безопасности и безопасности гидротехнических сооружений с учётом развития технологий, применяемых в промышленности и топливно-энергетическом комплексе;
- Содействовать внедрению «чистых технологий», модернизации и замене устаревшего оборудования, безопасных материалов, сырья, полуфабрикатов, способствовать внедрению ресурсосберегающих технологий, в том числе на основе экономических и налоговых преференций;
- Проводить и обеспечивать участие работодателей, профсоюзных организаций и органов власти в социальном форуме «Всероссийская неделя охраны труда», в международной выставке «Безопасность и охрана труда»;
- Стороны договорились проводить консультации:
- по повышению эффективности процедуры расследования несчастных случаев на производстве, единообразному оформлению материалов расследования и повышению объективности учёта несчастных случаев на производстве;
- по выработке единого подхода по учёту несчастных случаев на производстве и формированию единого подхода к анализу производственного травматизма;
- по методологии и оценке профессиональных рисков с учётом индивидуального состояния здоровья работника;
- по развитию Единой общероссийской справочной системы по охране труда, в том числе в части возможности доступа к информации представителей работодателей и профсоюзов.