Бизнес-планирование: что это такое и с чего начинать

   В условиях неопределённости компаниям любого масштаба для достижения поставленных целей и снижения рисков важно тщательно рассчитывать бюджет. При помощи бизнес-планирования можно снизить риски, укрепить финансовое положение и достичь поставленных целей.

   Бизнес-планирование — это составление «дорожной карты» для компании. В нём учитываются цели бизнеса, затраты и окупаемость, состояние рынка, анализ конкурентов и возможные риски.

   Что важно учесть до начала бизнес-планирования

   До того как начать составлять план, важно определить цели на ближайший год. Для этого:


  • определите, собираетесь ли вы развивать компанию в прежнем режиме, хотите открыть новые точки или расширить штат сотрудников;
  • рассчитайте бюджет: хватит ли его на выполнение поставленных задач;
  • оцените, кто из сотрудников может помочь с планированием. Обычно к составлению бизнес-плана привлекается вся управляющая команда и отдельные специалисты.


Что включить в бизнес-план и кого привлечь к планированию

Важно, чтобы в планировании участвовали компетентные сотрудники, изнутри знающие особенности своего профиля.

Бюджет

Важно учесть, сколько вы потратите за год на зарплату сотрудникам, на закупку расходных материалов и какую сумму готовы выделить на рекламу и продвижение. При этом учитывайте изменение цен. Не стоит ориентироваться на прошлогодние расценки, так как материалы дорожают, зарплату нужно индексировать, а в рекламу придётся вкладывать больше.

Распланировать доходы и расходы и распределить бюджет помогут финансовый директор, сотрудник финансового отдела или финансовый аналитик.

Анализ рынка и стратегия

   В планировании необходимо учитывать бизнес-тренды, действия конкурентов, инновации в вашей сфере, основные группы рисков и сценарии работы с ними.

   Актуальную оценку рынка, предложения по маркетинговой стратегии и продвижению, прогноз объёмов продаж и коммерческие показатели могут предоставить коммерческий директор, сотрудники отделов маркетинга и продаж.

   У руководителей функциональных подразделений можно запросить дополнительную сводку о ресурсных потребностях компании. Также они могут участвовать в подготовке операционных планов.

Управление персоналом

   О том, целесообразно ли увеличивать штат, как лучше искать, привлекать и обучать сотрудников, лучше всего узнать у HR-директора или HR-партнёра.

Этапы разработки плана

   Подготовка бизнес-плана состоит из нескольких шагов.

Шаг 1. Провести комплексный анализ рынка

Оцените текущее состояние компании, потребности целевой аудитории и действия конкурентов. К примеру, если компания продаёт товары в премиум-сегменте, важно узнать, насколько снизилась или выросла покупательная способность клиентов, сколько конкурентов заявили об открытии новых точек и как они планируют расширяться.

Шаг 2. Определить краткосрочные и долгосрочные цели компании

К краткосрочным целям можно отнести, например, увеличение потока клиентов на 20 % за счёт дополнительной рекламы. Долгосрочной целью может стать открытие франшизы или нескольких точек в ближайших городах.

Шаг 3. Подготовить планы, связанные с развитием бизнеса

Подумайте, в каких направлениях будете развивать компанию. К примеру, выпустить новой линейки продуктов, создание новых сервисов и новых партнёрств и т. д.

Шаг 4. Спрогнозировать доходы и расходы

Здесь важно учесть сформулированные ранее планы и цели. При необходимости составьте инвестиционный план, в котором определите, где и как привлечь финансирование достижение поставленных целей.

Шаг 5. Составить график со сроками, контрольными точками и ответственными лицами

В нём разбейте большие цели на этапы, которые нужно пройти для их достижения. Например, для создания франчайзинговой сети в первый месяц нужно изучить условия и выбрать компанию, которая в этом поможет. Во второй месяц — заключить с ней договор и начать работу. И так распишите конкретные шаги для каждого месяца.

Шаг 6. Предусмотреть риски и угрозы для бизнеса

В плане важно продумать негативные факторы, с которыми может столкнуться компания, и свои действия. Сюда можно включить снижение платёжеспособности клиентов, потерю помещения, пожар, недобросовестность поставщиков и другие риски.

Шаг 7. Определить фактор успеха

Продумайте, как будете оценивать успех реализации планов и мотивировать исполнителей. Например, сотрудникам можно выплачивать процент с продаж или премию по итогам года при достижении всех поставленных целей.

Чтобы намеченные в бизнес-плане показатели достигались проще, а клиенты после покупки возвращались именно к вам, важно обеспечить покупателям максимально понятный и удобный процесс оплаты. Чем разнообразнее способы, которыми покупатель может расплатиться, тем ему проще делать покупки. В платёжном сервисе ЮKassa можно подключить более 10 самых популярных вариантов, а поддержка работает 24/7.